Сохранено 2586045 имен
Поддержать проект

Штрикер Эва

Штрикер Эва
Дата рождения:
13 ноября 1906 г.
Дата смерти:
2011 г., на 105 году жизни
Социальный статус:
керамист, скульптор и промышленный дизайнер; художественный руководитель фарфорово-стекольной отрасли СССР
Образование:
незаконченное высшее, 3 семестра в Венгерской высшей королевской школе изобразительных искусств
Национальность:
еврейка
Место рождения:
Будапешт, Венгрия
Место проживания:
Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место захоронения:
Нью-Йорк, Соединённые Штаты Америки
Дата ареста:
26 мая 1936 г.
Приговорен:
арестована по обвинению в "подготовке покушения на Сталина"
Приговор:
выслана в Австрию (выдворение из пределов СССР)
Место заключения:
Внутренняя тюрьма госбезопасности Лубянка, Москва, Россия (ранее РСФСР)
Место заключения:
«Кресты», Федеральное казённое учреждение «Следственный изолятор № 1» (ранее Учреждение ИЗ 47/1), Санкт-Петербург (ранее Ленинград), Россия (ранее РСФСР)
Раздел: Художники
Фотокартотека
Штрикер Эва
От родных

Если Вы располагаете дополнительными сведениями о данном человеке, сообщите нам. Мы рады будем дополнить данную страницу. Также Вы можете взять администрирование страницы и помочь нам в общем деле. Заранее спасибо.

Дополнительная информация

Эва Цайзель (нем. Eva Zeisel, урожд. Эва Амалия Штрикер, венг. Striker Eva Amalia; 13 ноября 1906, Будапешт — 30 декабря 2011, Нью-Йорк) — известный керамист, скульптор и промышленный дизайнер.

Эва Штрикер родилась 13 ноября 1906 года в Будапеште, в зажиточной еврейской семье. Её отец был владельцем текстильной фабрики, а мать Лаура была первой женщиной, получившей докторскую степень в Университете Будапешта. Лаура Штрикер преподавала историю в университете, а после рождения детей открыла экспериментальный детский сад. В этом саду воспитывался Артур Кестлер, ставший известным писателем. Эва была знакома с ним с детства и в юности какое-то время была его возлюбленной. Дружеские отношения они сохранили на всю жизнь.

Эва с детства интересовалась искусством и в 1923 году поступила в Венгерскую высшую королевскую школу изобразительных искусств, где проучилась три семестра. Спустя год после начала обучения ей удалось побывать на Международной выставке декоративного и промышленного искусства в Париже. Посещение выставки окончательно формирует представления Евы о современных тенденциях в дизайне. Она принимает решение бросить учёбу в Академии и поступает ученицей в гончарную мастерскую Карапанчика. Через год работы самой Евы Штрикер уже экспонировались на следующей Всемирной выставке в Филадельфии и удостоились почетного диплома.

Живя в Будапеште, Эва создала свою гончарную мастерскую, одновременно с этим она работала внештатным сотрудником Кишпештской фабрики керамики. Работы, созданные ей в те годы, внесли особый вклад в развитие керамики Венгрии.

В 1928 Эва переехала в Германию и стала работать на Шрамбергской майоликовой фабрике[de] в Шварцвальде. Там она узнала о предварительном моделировании будущих изделий из бумаги. На Еву оказали влияние идеи Баухауса, но, несмотря на строгую четкость форм, её работы всегда оставались остроумными и изысканными.

В 1930 году она перебирается в Берлин, где работает над чайно-кофейным сервизом, выполняя заказ Кристиана Карстенса, владельца фирмы C. & E. Carstens. В этот период художница познакомилась с физиком Александром Вайсбергом, который работал в Харькове, в 1932 году они обручились. Сразу после этого она поехала в Советский Союз.

В Советском Союзе её карьера вначале складывалась очень удачно, она стала работать в качестве зарубежного специалиста на керамическом заводе в Харькове. Вскоре она переезжает в Москву, где в 29 лет становится художественным руководителем фарфорово-стекольной отрасли всего СССР. По её моделям осуществляется производство фарфоровых изделий на Дулёвском и Ломоносовском фарфоровых заводах.

26 мая 1936 года Еву арестовали. Она обвинялась в том, что наносила на разработанные ею образцы чашек свастику, занималась их контрабандой и хранила два пистолета, что­бы на съезде партии убить Сталина. Вначале её отправили на Лубянку, потом в ленинградские «Кресты». В камере она провела полтора года. С Александром Вайсбергом в это время она уже развелась. По словам Кестлера, у Вайсберга был австрийский паспорт, Эва была его бывшей женой, и он мог бы получить выездную визу и уехать, если бы действовал быстро и, в частности, обратился бы за помощью в австрийское посольство. Вместо этого Вайсберг отправился сначала в Ленинград, а затем в Москву, чтобы хлопотать за Эву. Хождение по кабинетам в Москве заняло несколько месяцев и увенчалось успехом. После 9 месяцев в ленинградской тюрьме в сентябре 1937 года её неожиданно освободили, выдали новый паспорт и выслали из страны. Но для самого Вайсберга промедление оказалось роковым. Он был арестован 1 марта 1937 года.

После высылки Эва Штрикер попала в Австрию. Ее рассказы об аресте были использованы Артуром Кестлером при работе над романом "Слепящая тьма". Кестлер помог ей организовать письма четырех Нобелевских лауреатов — Альберта Эйнштейна, Ирен Жолио-Кюри, Жана Перрена и Фредерика Жолио-Кюри в защиту Александра Вайсберга и Фридриха Хоутерманса, которые, правда, никак не помогли арестованным.

В Вене возобновила знакомство с Гансом Цайзелем, доктором правоведения и экономики, который был безответно влюблен в нее еще в Берлине. Когда состоялся аншлюс, Эва успела сесть на последний поезд за границу. С Гансом она встретилась в Англии, они поженились и в том же 1938 году покинули Англию, переехав в США. Эту страну Эва называла своей второй родиной.

В США Эва сделала стремительную карьеру, она делала проекты для лучших компаний, и преподавала индустриальную керамику в Институте Пратта в Нью-Йорке. В 1946 году Музей современного искусства в Нью-Йорке устроил персональную выставку работ Эвы Цайзель — впервые на выставке такого рода автором была женщина.

В 2011 году она скончалась в Нью-Йорке в возрасте 105 лет.

Сегодня работы Эвы Цайзель находятся во многих музеях современного искусства США, Венгрии, России, Германии и Великобритании. В 1998 году она стала почетным доктором Королевского колледжа искусств в Лондоне. Почетную степень доктора ей вручила и школа дизайна имени Парсона. В 2004 году она получила награду Венгерской республики.

В 2002 году о жизни Эвы Штрикер режиссером Джиллом Джонстоном был снят большой документальный фильм “Throwing Curves: Eva Zeisel”.

Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!