Сохранено 2586034 имен
Поддержать проект

Бронзовый феликс

Вечером 22 августа 1991 года, когда Москва уже вовсю праздновала победу над путчистами, тысячи людей пришли на площадь Дзержинского к памятнику Дзержинскому у здания КГБ СССР. 11-тонный основатель ВЧК смотрел на собравшихся без симпатии. Власть чекистов кончалась. Чекисты, кстати, тоже смотрели на собравшихся сквозь темные окна кабинетов самого страшного дома в Союзе. Но теперь была их очередь бояться.

На шею Феликсу (кстати, бронзовому, а не железному) накинули канат, канат прицепили к грузовику. Кто-то сообразил, что если так вот и завалить статую работы Вучетича, может пострадать станция метро. Заместитель председателя Моссовета Сергей Станкевич удержал митингующих. По его инициативе Моссовет стремительно принял решение о демонтаже памятника. В ночи Феликса аккуратно сняли с постамента краном. Чекист № 1 повис над площадью, которая все еще носила его имя… И уехал на пустырь за новым зданием Третьяковки. Его не поставили — положили на землю. Позже туда же стали свозить прочих демонтированных вождей. Так возник парк «Музеон».

Но для Феликса, как и для России, это оказалось только началом истории.

В самом конце девяностых Александр Проханов, внезапно (и тогда ненадолго) ставший путинистом, опубликовал в газете «Завтра» текст о посетившем его видении: черная «Волга» мчит по пустой Москве, возле ЦДХ, из нее выходит некто таинственный и — укрывает лежащего Феликса генеральской шинелью. «Чтобы не мерз».

В 2002 году Юрий Лужков предложил вернуть Феликса на Лубянку. Ответили ему насмешками, а покойный ныне архитектор Вячеслав Глазычев опубликовал издевательский проект: Феликса вернуть, но установить в яме, а сверху прикрыть клумбой и фонтаном. Чекист остался в «Музеоне» среди прочих отставников.

Неоднократно порывались восстановить памятник на прежнем месте коммунисты. В 2015 году они добились даже права собирать подписи за референдум по этому вопросу и — по собственным утверждениям — собрали 150 тыс. (это больше, чем нужно по закону). Но сдавать подписные листы в избирком не стали — ждут «подходящего времени».

И Феликс, который с 2007 года не лежит, а стоит на постаменте, тоже ждет. Времена-то меняются: чекисты снова никого не боятся, и почти уже модно бояться чекистов.

Источник: «The New Times» №25 (414) 15.08.16

Хронология событий августа 1991 года.

18 августа 1991 года

В 17.50 президент СССР Михаил Горбачев изолирован заговорщиками в своей резиденции в районе крымского поселка Форос. Чуть ранее по приказу начальника Управления правительственной связи Анатолия Беды отключены все телефоны президента, в том числе стратегическая и космическая связь. Дача уже окружена с суши, а с моря ее блокируют патрули боевых катеров.

Вечером вице-президент СССР Геннадий Янаев, члены ЦК КПСС Анатолий Лукьянов и Валентин Павлов, председатель КГБ Владимир Крючков, а также силовые министры Дмитрий Язов и Борис Пуго вносят финальные правки в документы ГКЧП. Тогда же Янаев временно возлагает на себя полномочия президента — якобы в связи с состоянием здоровья Горбачева.

19 августа 1991 года

В 5.00 руководство ТАСС получает документы об образовании ГКЧП с требованием распространить их по средствам массовой информации. Одновременно к руководителям информационного агентства приставляют сотрудников КГБ. Уже через час по радио и телевидению объявляют о введении в стране чрезвычайного положения сроком на 6 месяцев с 4 часов по московскому времени. Причина — «болезнь Горбачева» и «невозможность исполнения им своих обязанностей». ГКЧП создает специальный орган по контролю над СМИ и приостанавливает деятельность партий и общественных организаций. На улицах Москвы появляется бронетехника: части Кантемировской танковой, Таманской мотострелковой и Тульской воздушно-десантной дивизий. К 9 часам утра президент РСФСР Борис Ельцин прибывает в здание Верховного Совета (Белый дом), где организует центр сопротивления ГКЧП. В районе 11 часов к зданию подходят танки.

В 13.00 Ельцин выходит из здания ВС к собравшимся москвичам и с танка зачитывает «Обращение к гражданам России». Он называет действия ГКЧП незаконными и призывает граждан «дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию».

В 14.00 редакция газеты «Московские новости» принимает решение выходить в формате листовок-спецвыпусков. Содержание: указы Ельцина, хроника сопротивления. Отключен передатчик и прекратилось вещание радиостанции «Эхо Москвы», прерван эфир «Радио России».

В 15.30 у здания Белого дома начинается возведение баррикады на случай штурма. Через час объявлено о закрытии независимых демократических изданий («Московские новости», «КоммерсантЪ», «Комсомольская правда», «Независимая газета» и др.). Советская пресса (всего 9 газет) продолжает выходить. В перерывах между выпусками новостей по телевидению крутят балет «Лебединое озеро».

В 17.00 в прямом эфире проходит пресс-конференция руководителей ГКЧП. В это же время радиостанция Верховного Совета РСФСР передает обращение Ельцина к народу, солдатам и офицерам Вооруженных сил, КГБ и МВД. Оно также распространяется в листовках.

Программа «Время» наряду с официальными сообщениями ГКЧП показывает обращение Ельцина и сюжет с обстановкой вокруг Белого дома.

В 22.36 танковая рота Таманской дивизии — 10 танков под командованием майора Сергея Евдокимова — переходит на сторону Белого дома.

Тем временем в Ленинграде перед зданием Ленсовета (Мариинский дворец) на Исаакиевской площади проходят митинги — они будут длиться до вечера 21 августа. Мэр города Анатолий Собчак по местному телевидению осудил переворот. В течение дня действия ГКЧП осудили лидеры США и стран Европы, а также должностные лица Киргизии, Латвии, Литвы, Молдавии и Эстонии. Ряд стран выразил поддержку путчистам, в том числе Ирак, Ливия, Сербия, Судан.

20 августа 1991 года

Утром редакторы 11 закрытых путчистами газет принимают решение выпускать «Общую газету». Борис Ельцин принимает должность и.о. главнокомандующего Вооруженными силами РСФСР до возвращения Горбачева. ГКЧП отдает приказ офицерам Минобороны, КГБ и МВД провести подготовку захвата Белого дома. Командир 106-й дивизии ВДВ, возглавивший батальон тульских десантников, генерал Александр Лебедь переходит на сторону защитников Белого дома.

В ночь с 20 на 21 августа начинаются столкновения противников путча с военными. В Чайковском тоннеле на Садовом кольце, рядом с посольством США, предпринята попытка заблокировать колонну бронетехники. От случайных пуль и под колесами БМП капитана Сергея Суровикина погибают трое защитников Белого дома: Дмитрий Комарь, Илья Кричевский и Владимир Усов (посмертно удостоены звания Героя Советского Союза). Это единственные жертвы августовского путча.

21 августа 1991 года

В течение ночи около 70 тыс. защитников Белого дома ожидают штурма, который так и не начался. Утром начат вывод бронетехники из Москвы.

В 11.30 открылась чрезвычайная сессия Верховного Совета. В повестке дня один вопрос — «О политической ситуации в РСФСР, сложившейся в результате государственного переворота».

Тем временем председатель Совета министров РСФСР Иван Силаев и вице-президент Александр Руцкой вылетают к президенту СССР. Тогда же в Форос отправляются и члены ГКЧП. Горбачев не принимает никого. Ночью он сам вместе с семьей возвращается в Москву. Янаев подписывает указ о роспуске ГКЧП и о признании всех его решений недействительными.

В 22.00 генеральный прокурор РСФСР Степанков выносит постановление об аресте бывших членов ГКЧП. Позднее они помещены в СИЗО «Матросская тишина». Министр внутренних дел СССР Борис Пуго и его жена Валентина застрелились утром 22 августа, не дожидаясь ареста.

22 августа 1991 года

Организован концерт «Рок на баррикадах»: защитников Дома правительства поддерживают «Машина времени», «Алиса», «Коррозия Металла», «Монгол Шуудан». Митинг победы у Белого дома собирает несколько тысяч человек. Над зданием Дома правительства торжественно поднят российский триколор, минутой молчания почтена память погибших.

В ночь с 22 на 23 августа, во время митинга у здания КГБ СССР, под аплодисменты собравшихся демонтирован памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянской площади.

23 августа 1991 года

На заседании Верховного Совета России Борис Ельцин в присутствии Михаила Горбачева подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР.

24 августа 1991 года

Михаил Горбачев заявляет об уходе с поста генерального секретаря ЦК КПСС и призывает членов ЦК распустить Компартию.