Бессмертный барак
Сохранено 1943522 имен
Поддержать проект

Граненый стакан и черный квадрат

Биография художника Казимира Малевича поражает своей пестротой. Оказывается, создатель «Черного квадрата» прожил весьма бурную и насыщенную жизнь. В ней было все - безмятежное детство на лоне сельской природы, творческая юность, удачные и эпатажные выставки, служба в армии, отсидки в тюрьме, революция, совершенная в жизни и в искусстве.

Казимир Малевич родился 23 февраля 1878 года в небольшом домике на окраине провинциального Киева. Его отец, Северин Антонович Малевич, служил управляющим на сахароварном заводе известного украинского промышленника Терещенко. И отец, и мать художника по происхождению были поляками. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. В семнадцатилетнем возрасте он впервые занялся живописью в Киевской рисовальной школе Н.И. Марушко.

Казимир Малевич с женой Натальей Малевич. 1927

Казимир Малевич с женой Натальей Малевич. 1927

В 1896 году семья Малевичей осела в Курске, где будущий художник прожил более десяти лет. На жизнь ему пришлось зарабатывать службой в Управлении Курско-Московской железной дороги. При этом Малевич три раза пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, однако его упорно не принимали.

Не попав в училище, Малевич приступил к занятиям в частной студии художника И. Рерберга, регулярно показывая свои картины на выставках Московского товарищества художников. Затем начинается его сближение с художниками авангардистами, и вскоре Малевич становится лидером русского кубофутуризма.

По представлениям Малевича, основополагающим законом этого стиля служил закон контрастов, именуемый им также «момент борьбы». В мае 1915 года художник создал знаменитый «Черный квадрат на белом фоне», где, по мысли Малевича, была осуществлена настоящая «победа над Солнцем». Гордое светило, как явление природы, было замещено, вытеснено, а квадратная плоскость целиком затмила, заслонила собой все изображения. Черный квадрат Малевич также определял как «нуль форм», как базисный элемент мира и бытия. Чуть позже появились «Красный квадрат» и «Белый квадрат». Свой новый стиль художник назвал супрематизмом. В 1916 году художника призвали в царскую армию, где он находился до конца 1917 года.

После Октябрьской революции Малевич развернул обширную общественную деятельность, занимал ряд важных постов в органах Наркомата просвещения. Осенью 1918 года началась его педагогическая деятельность.

Черный квадрат. 1915

Малевич выделялся среди русских художников-авангардистов еще и тем, что вплоть до 1927 года не ездил за границу. И вот первое заграничное путешествие состоялось!

В марте 1927 года выставка его супрематических полотен прошла в Варшаве. В Берлине Малевичу предоставили целый зал на ежегодной Большой художественной выставке. Творчество русского новатора было по достоинству оценено немецкой общественностью. Но 5 июня Малевич получил какое-то официальное письмо и срочно вернулся в Москву. Там его немедленно арестовали органы ГПУ. Художнику было предъявлено обвинение в шпионаже и работе на польскую разведку. Малевич месяц просидел в «Лефортово», но затем с извинениями был освобожден. Очевидно, он стал заложником каких-то внутрипартийных разборок, которые с новой силой вспыхнули тогда в ВКП(б). Второй раз Малевича арестовали осенью 1930 года в Ленинграде. В знаменитой питерской тюрьме «Кресты» он провел три долгих месяца. На этот раз Казимира Антоновича «кололи» по 58-й статье, пытаясь пришить антисоветскую пропаганду. Дело вёл Владимир Александрович Кишкин (расстрелян 8 февраля 1938 года).

Следователь прямо говорил художнику : «О каком ссезанизме вы говорите? О каком кубизме вы проповедуете? У нас есть только один "изм" - это марксизм».

Впрочем, в 1930 году в «Крестах» еще сиделось неплохо. Камеры наполнялись по лимиту, арестантов не били и хорошо кормили. За свои деньги вечером в камеру можно было заказать горячий чай с сахаром и лимоном. Причем чай приносили не в жестяной кружке, а в круглых стаканах без подстаканников. Хрупкое стекло часто ломалось в мощных руках зеков, которые сильно сжимали стакан, чтобы согреться. В голове Малевича, который всегда предпочитал жесткие геометрические формы, тут же родилась идея: а что, если стакан делать не круглой формы, а в виде многогранника? Тогда его жесткость повысится многократно!

Выйдя из заключения, Малевич поделился идеей создания граненого стакана со скульптором Верой Мухиной (автором знаменитого монумента «Рабочий и колхозница». Та через своих друзей-дизайнеров добилась, чтобы такой стакан запустили в производство. Так знаменитый граненный стакан был изобретен на нарах питерских "Крестов".

...Казимир Малевич скончался в мае 1935 года в Ленинграде. По завещанию, после смерти тело Малевича полагалось поместить в супрематический гроб в форме креста, с раскинутыми руками. Организаторы похорон, вопреки завещанию, заказали гроб прямоугольной формы, оформив его в духе супрематизма. Тело перевезли в Москву, где кремировали в Донском крематории. 21 мая урна с прахом была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой установили деревянный кубический монумент с изображённым чёрным квадратом, на дубе закрепили доску со словами: «Здесь погребен прах великого художника К. С. Малевича (1878—1935)».

В годы войны могила была утрачена. Позже её местонахождение с достаточной точностью определила группа энтузиастов. Здесь было пахотное колхозное поле. Поэтому в 1988 году памятный знак для увековечивания места захоронения вынужденно разместили на опушке леса, примерно в двух километрах от реального погребения. Он представляет собой белый бетонный куб с красным квадратом на лицевой стороне. Сейчас рядом стоит дом № 11 по улице Малевича в Немчиновке. На тыльной стороне монумента размещена табличка с текстом: «В этой местности 25 мая 1935 года был захоронен прах всемирно известного художника КАЗИМИРА МАЛЕВИЧА. Знак установлен 30.7.1988 г.»

К настоящему времени колхозное поле также застроено и место погребения праха Малевича попало на территорию жилого комплекса «Ромашково-2»

По материалам газеты
"За решеткой" (№11 2010 г.)