Сохранено 2586004 имен
Поддержать проект

Имя с обратной стороны Луны

Вековая мечта разрешится технически просто,
И взлетят корабли, засигналят в космической мгле...
Но не будет тебе ни звезды, ни креста, ни погоста,
Даже имя чужое ты оставишь родимой земле.

А. Кухно. Памяти Ю. В. Кондратюка

Провозгласить энергетическую независимость полуострова пытаются уже почти полтора века.

Первая электростанция появилась в Крыму в далеком 1896 году. Она дала ток для освещения театра и центральных улиц Симферополя, но общую ситуацию не изменила: фактически до начала 30-х годов прошлого века все остальные города и сёла полуострова вечером погружались во тьму. Электричества не было даже в портах.

Ленин у карты ГОЭЛРО (план электрификации страны)

Ленин у карты ГОЭЛРО (план электрификации страны)

Советский план электрификации Крыма предусматривал использование нефти, доставляемой из Батуми, но это лишь на первых порах. В дальнейшем всё же посчитали более разумным использовать донецкий и ткварчельский уголь, хотя и этот вид топлива вынуждены были возить морем.

Кстати, идеология всеобщего равенства не помешала появлению в Крыму привилегированного «электро-класса» — к 1936 году на деньги, выделенные американским фондом «Джойнт», было электрифицировано 55 колхозов. Именно в этих колхозах родилась и подрастала советская распределённая энергетика, мелиорация, промышленное виноделие, кролиководство, свиноводство и т.д. Для сравнения, в целом по стране доля электрифицированных колхозов тогда составляла всего-навсего 3%.

Поистине революционным для того времени стало решение построить в Крыму электростанции, использующие энергию ветра. К началу 30-х годов во всех странах мощность подобных установок составляла до 60 кВт. В Крыму же решили не мелочиться — начали сразу со ста. Провозглашалось: «Ветер — единственная возможность стать энергетически независимыми». В 1931 году около Балаклавы была построена мачта высотой 65 м. Проект разработал Владимир Шухов. Ветроагрегатат с колесом 30 м в диаметре создали в ЦАГИ. И всё, казалось бы, получилось: станция успешно проработала до боевых действий 1941 года, когда была взорвана и уже не восстанавливалась.

Ветроагрегат около Балаклавы

Ветроагрегат около Балаклавы

Эта станция стала отнюдь не единственной попыткой энергетической независимости. В 1932 г. был объявлен всесоюзный конкурс на проект Крымской ветроэлектростанции. Строить её собирались с целью обеспечения электроэнергией всего Южного берега Крыма. Над проектом корпели лучшие специалисты всех профильных институтов необъятного Советского Союза, но все их идеи оказались ничтожны перед полётом мысли весьма примечательной личности — бывшего прицепщика вагонов, автора труда «О межпланетных путешествиях», мечтателя и фантазёра, пребывавшего на момент проведения конкурса в тюремных застенках за вредительство.

30 июля 1930 года он вместе с несколькими другими сотрудниками «Хлебопродукта» был арестован по обвинению во вредительстве. Обвинен был в том, что построил «Мастодонт» не только без чертежей, но и без гвоздей. Местное руководство пришло к выводу, что строение не выдержит такого количества зерна и развалится, погубив тем самым 10 тыс. тонн народного зерна.

«Мастодонт»

Звали этого человека Юрий Кондратюк. В то время как профильные институты не замахивались на создание агрегатов мощнее 5 МВт, Кондратюк задумал станцию в 12 МВт! Пришлось его выпустить на свободу, где он в сотрудничестве с архитектором Николаем Никитиным с энтузиазмом взялся за дело.

Ветроагрегат

Кондратюк и Никитин предложили возвести железобетонную мачту высотой 165 м в четырёх километрах от вершины Ай-Петри и разместить друг над другом два трёхлопастных пропеллера-ветродвигателя диаметром 80 м каждый. В 1937 году на Ай-Петри появился железобетонный «стакан» — фундамент для мачты. Этот стакан, кстати, сохранился до наших дней, как памятник выношенной, но увы, невоплощенной в жизнь идее...

Остатки «ветряка» на Ай-Петри

Остатки «ветряка» на Ай-Петри

Осуществлению грандиозных замыслов помешала смерть наркома Орджоникидзе. Само собой, мертвый нарком стал объектом для всякого рода «расследований». Все подшефные ему проекты признали ошибочными. Строительство Ай-Петринской мачты сочли, мягко говоря, неразумным. Мол, при ураганном ветре все это сооружение вырвет с корнем, вернее с бетонным стаканом. Следовательно, инвестировать грандиозную стройку и дальше, значит пускать деньги на ветер. В 1938 г. строительство прекратили. Автор проекта Юрий Кондратюк в Великую Отечественную ушел на фронт рядовым связистом и погиб. Но идея выжила. Спустя три десятка лет используя разработки Кондратюка, Николай Никитин построил-таки мачту своей мечты. Она до сих пор никуда не улетела, не упала. Эта мачта — Останкинская телебашня в Москве.

За 40 с лишним лет существования телебашни ее смотровую площадку посетили свыше 10 миллионов гостей, в том числе - туристов более чем из 100 стран мира.

Использованы фото газеты «Крымский ТелеграфЪ» № 357