Бессмертный барак
Сохранено 2156126 имен
Поддержать проект

Ленд-лиз. От тушенки и пуговиц до танков и ледоколов

Ленд-лиз (lend — давать взаймы и lease — сдавать в аренду, внаём) — государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки поставляли своим союзникам во Второй мировой войне боевые припасы, технику, продовольствие, медицинское оборудование и лекарства, стратегическое сырьё, включая нефтепродукты. Основными партнерами США стали страны Британского содружества наций и СССР.

Президент Рузвельт под прицелом фотокамер подписывает «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», более известный как закон о ленд-лизе. Вашингтон, 11 марта 1941 года

Президент Рузвельт под прицелом фотокамер подписывает «Закон по обеспечению защиты Соединенных Штатов», более известный как закон о ленд-лизе. Вашингтон, 11 марта 1941 года

Что такое ленд-лиз?

Человеческая память не безгранична и с годами слабеет. Даже в памяти целого народа с уходом военного поколения события войны затягиваются дымкой, за которой уже не всегда удается рассмотреть все его детали, а может, и – существо. Дело здесь не только в психологии человека, и не только в состоянии исторической науки, выдающей со временем разные оценки военных событий. Помимо этих обстоятельств есть еще и внешние факторы, давящие на сознание людей, формирующие их представление о прошлом, которое может не соответствовать даже тому, что человек сам знал и думал об этом какое-то время назад. Эти факторы надо искать прежде всего в сфере политики и идеологии.

Если говорить под этим углом зрения об истории Второй мировой войны, то она уже давно стала ареной настоящей «войны памяти», столкновения разных представлений о войне, сложившихся у отдельных людей и целых народов. Уже в ходе войны правительства воюющих государств озаботились тем, как эта война будет изложена в истории, что отложится в головах у людей по вопросу о том, кто был виноват в возникновении этого мирового пожара, какой характер носила война для той или иной страны, кто как сражался и какой вклад внес в Победу и в послевоенное устройство мира и т.п.

Структура поставок по ленд-лизу по странам

Еще в марте 1943 года посол США в Москве У.С тэндли на пресс-конференции подверг советскую сторону резкой критике за то, что та, по его мнению, не выражала должной благодарности Соединенным Штатам за ленд-лиз. «Российские власти, – заявил он, – по-видимому, хотят скрыть факт, что они получают помощь извне. Очевидно, они хотят уверить свой народ, что Красная Армия сражается в этой войне одна».

Полагают, что посла подвигло на подобное выступление то, что в приказе Верховного главнокомандующего И.В. Сталина по случаю годовщины создания Красной Армии не нашлось места упоминанию о помощи СССР со стороны союзников. Советский лидер констатировал, что «ввиду отсутствия второго фронта в Европе Красная Армия несет одна всю тяжесть войны». И далее опять упоминание о собственных усилиях: «Советский Союз все более и более развертывает свои резервы и становится сильнее».

После 1945 г. состязание в мифотворчестве только усиливалось. Если взять крайние варианты трактовки вопроса о ленд-лизе, то для одних он стал, может быть, и весьма важным, но далеко не главным фактором Победы. Для других он «спас» Красную Армию и стал решающей причиной конечного триумфа СССР. В годы «холодной войны» в Советском Союзе стремились если не замолчать вообще, то по крайней мере по максимуму ограничить упоминания о ленд-лизе и его значении для Победы. Вскоре после войны была опубликована книга первого заместителя председателя Совета Министров СССР, председателя Госплана СССР Н.А.Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», которая во многом задала тон тому, как в последующем советская сторона подходила к оценке ленд-лиза. Автор этого труда отметил, что «военные усилия Соединенный Штатов Америки и Англии… вместе с Советским государством… служили делу освободительной войны», а в большом числе произведенная на американских заводах военная техника «облегчила разгром немецкого империализма». Что же касается военноэкономического сотрудничества трех ведущих держав антигитлеровской коалиции, то в книге указывалось, что в Советском Союзе «в период военной экономики… импорт товаров увеличился почти в пять раз». Причем «увеличение импорта товаров (преимущественно сырья и материалов) произошло за счёт поставок союзников СССР... Однако, если сравнить размеры поставок союзниками промышленных товаров в СССР с размерами производства промышленной продукции на социалистических предприятиях СССР за тот же период, то окажется, что удельный вес этих поставок по отношению к отечественному производству в период военной экономики составит всего лишь около 4%». В другом разделе книги Вознесенский довольно пространно рассуждал о том, что военная экономика гитлеровской Германии опиралась на эксплуатацию производительных сил почти всей порабощенной Европы. В противовес этому он подчеркнул «техникоэкономическую независимость социалистической экономики от капиталистических стран», никак не упомянув при этом о масштабных поставках ленд-лизовских товаров в СССР и их роли в обеспечении экономической победы над врагом.

Первоначально автор предполагал дать несколько более развернутую характеристику военно-экономической помощи со стороны союзников: «Бесспорно, что вооружение, стратегические материалы и продовольствие, полученные Советским Союзом от союзников, содействовали успешному завершению войны против общего врага – гитлеровской Германии. Однако разгром гитлеровской Германии Советской Армией осуществлен в основном отечественным советским оружием и отечественной военной техникой». Впрочем, эти два предложения в книге не сохранились. Сталин, по просьбе Вознесенского заранее прочитавший его труд, внес свою правку, надо полагать, под воздействием резко охладевших отношений со вчерашними союзниками. Он вычеркнул упоминание о продовольствии, а затем отчеркнул весь текст и написал на полях: «Не-то» (Об этом рассказано в воспоминаниях экономиста и публициста Л.А. Вознесенского, племянника Н.А. Вознесенского). Так что в итоге в книге остался единственный вышеприведенный пассаж с прямым указанием на поставки в СССР (но без упоминания термина «ленд-лиз»).

С тех пор содержавшаяся в этом пассаже и ставшая классической формула – «всего лишь около 4%» – неизменно упоминалась в Советском Союзе, когда речь заходила о ленд-лизе. Надо, однако, отметить следующее. Очень часто цифрой 4% обозначают долю всех поставок в СССР по отношению к его собственному производству. Не уточняется, какое «производство» имеется в виду. Только промышленное? Или еще и сельскохозяйственное (ведь в годы войны американцы поставляли в СССР продовольствие)? Встречаются и другие варианты, например, 4% «всех расходов» СССР на войну. Между тем Вознесенский упомянул 4% применительно к поставкам в СССР промышленных товаров, а по сырью и материалам специально отметил пятикратный рост их импорта из союзных стран. Вслед за названными в конце 40-х годов 4% в зарубежной, а затем и в отечественной литературе появились в два-три раза более высокие показатели. Сравнивать эти разные цифры сложно, а то и невозможно, так как речь порой идет о разных вещах, при том, что зачастую неизвестны данные, на основе которых делались выводы, и использовавшиеся при этом методики подсчета. Помимо канонических 4% в советское время было принято называть следующие данные: из 46 млрд. долл. общих расходов США по ленд-лизу на долю СССР пришлось 9,8 млрд. долл. (тогда как Британская империя, например, получила 30,3 млрд. долл.).

В современной литературе встречаются другие оценки. Общая стоимость поставок из США в СССР определяется в 11,3 млрд. долл. Кроме того, от Великобритании по ленд-лизовской схеме было получено товаров на 1,7 млрд. долл., а из Канады – на 200 млн. долл. Итого общая сумма всех поставок в СССР по ленд-лизу составила 13,2 млрд. долл. Удельный вес ленд-лиза в общем объеме промышленного производства в Советском Союзе составил не менее 7 % (с учётом инфляции в СССР и США в 1942 г.). При этом надо учитывать качество западной техники и наличие узких мест в советской экономике. Вообще разнобой в цифрах, который может смутить читателя и породить сомнения в правильности подсчетов, совсем не обязательно исходит из желания преувеличить или преуменьшить значение ленд-лиза и, соответственно, раздуть некий миф о нем. Надо четко определить, что считать (заказанное, произведенное, принятое, отгруженное, полученное), за какой период (включать ли, например, поставки до распространения на СССР режима ленд-лиза), из каких источников (только из США или еще из Великобритании и Канады). И не забыть про систему мер и весов (длинные, короткие тонны и т.п.).

Присущее советской эпохе стремление не подчеркивать, а скорее принижать значение ленд-лиза не означало, что о военно-экономической помощи со стороны западных держав в СССР вообще ничего не знали. Не только потому что в послевоенные десятилетия оставались миллионы живых свидетелей этой помощи. О лендлизе писалось и в многотомных трудах по истории второй мировой войны, и в ряде монографических и других изданий. Тем не менее в советское время имели место (и до сих пор встречаются) искаженные представления об этой проблеме, которые можно назвать мифами. Рассмотрим некоторые из них.

Миф о том, что ленд-лиз был изобретен для Советского Союза и оплачивался советским золотом.

На самом деле СССР не имел никакого отношения к появлению ленд-лиза. Еще в 1940 году по обе стороны Атлантики появилось осознание того, что принцип «плати и вези», на котором поначалу строились американские поставки в Великобританию, скоро окажется неприменимым по той простой причине, что Лондону вот-вот будет элементарно нечем платить. Первый опыт поставок без оплаты деньгами – передача англичанам 50 эсминцев постройки времен первой мировой войны в обмен на стратегически важные британские базы в Новом Свете. Но требовалась какая-то более масштабная и долговременная схема оказания помощи странам, воевавшим против держав «оси». Как это сделать в условиях, когда их платежеспособность уверенно стремилась к нулю, образно объяснил президент США Ф. Рузвельт. «Я хочу пояснить вам наглядным примером, – сказал американский лидер на пресс-конференции в декабре 1940 г. – если горит дом соседа, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом. Когда пожар будет потушен, сосед вернет тебе шланг, а если тот окажется поврежденным, то заплатит за него, когда поднакопит деньжат». Помогая другим тушить уже разгоревшийся пожар мировой войны, США, по мысли Рузвельта, должны были превратиться в «арсенал демократии». В итоге была выработана модель оказания помощи подвергшимся агрессии странам на основе поставок им всего необходимого для ведения войны (оружия, снаряжения, промышленного оборудования, транспортных средств, топлива, металлов, продовольствия, медикаментов, а также информации и т.п.) взаймы или в аренду (англ. «ленд-лиз»). Но при условии, что оборона этих стран должна была быть «жизненно важна» для обороны самих Соединенных Штатов. 11 марта 1941 года был принят закон о ленд-лизе (Акт об укреплении обороны США). В этот же день Рузвельт подписал распоряжения о передаче Великобритании 28 торпедных катеров, а Греции – 50 75-мм пушек и нескольких сот тысяч снарядов.

Понятно, что весной 1941 года ленд-лиз никак не связывался с Советским Союзом, который тогда в Соединенных Штатах рассматривался скорее как сообщник Гитлера, а не его противник, который нуждается в поддержке. Поэтому даже раздавались требования включить в закон о ленд-лизе список государств, помощь которым могла быть оказана только с дополнительного разрешения Конгресса, где в тот момент были очень сильны антисоветские настроения. Однако Рузвельту удалось сохранить за собой свободу рук в отношении возможных поставок в СССР в будущем. Впрочем, даже после того, как Советский Союз подвергся нападению гитлеровской Германии, он не сразу получил поддержку на условиях ленд-лиза. 24 июня 1941 года, выступая на пресс-конференции, Рузвельт заявил, что Соединенные Штаты окажут «всевозможную помощь» России в ее борьбе с нацистами, но обставил ее рядом условий и уклонился от указания на то, что она будет предоставлена в соответствии с законом о лендлизе.

Поставки в СССР из США за период с 01.10.1941 по 31.12.1945 по категориям поставок

С лета 1941 года американские товары поступали в советские дальневосточные порты. Вскоре наладилось участие американцев в арктических конвоях. А. Гарриман представлял США на Московской конференции 29 сентября – 1 октября, посвященной организации межсоюзнических поставок. Но официально режим ленд-лиза был распространен на Советский Союз только 7 ноября 1941 года. Хотя задним числом счет стали вести с момента подписания 1 октября Московского протокола. 11 июня 1942 года СССР и США заключили Соглашение о принципах, применимых к взаимной помощи в ведении войны против агрессии. Этот документ регулировал поставки по лендлизу и стал одним из самых главных из числа подписанных Советским Союзом и Соединенными Штатами в военные годы. Наряду с заключенным чуть ранее советскоанглийским союзным договором он знаменовал окончательное оформление антигитлеровской коалиции. Великобритания заявила, что будет поставлять грузы в СССР на условиях, аналогичных ленд-лизу, в сентябре 1941 года, то есть даже раньше американцев. С 1943 года напрямую к поставкам в СССР подключилась Канада (до этого ее продукция засчитывалась в британской квоте). Гуляющие по интернету разговоры о том, что Советский Союз во время войны оплачивал (да еще золотом!) всё отправленное ему западными державами оружие и другие грузы, – это один из главных мифов ленд-лиза.

Вопрос кто, кому и сколько должен и сколько в итоге заплатил очень политизирован и вызывает весьма эмоциональную реакцию. Оставим в данном случае в стороне сюжет о послевоенных расчетах. Подчеркнем, что во время войны за ленд-лиз никому ничего платить не надо было. И после войны уничтоженные, утраченные и использованные в ходе боевых действий материалы оплате не подлежали. Оставшееся имущество могло быть возвращено американцам по их требованию, причем пригодное для гражданских целей предполагалось полностью или частично оплатить на основе выданных Соединёнными Штатами долгосрочных кредитов. Некоторая оговорка может быть сделана только насчет так называемого «обратного ленд-лиза», то есть предоставления США нужных им товаров и услуг от стран-получателей помощи по ленд-лизу. Но в случае с СССР этот «обратный ленд-лиз» (поставки марганцевой и хромовой руды и некоторых других традиционных предметов советского экспорта, обслуживание американских судов в советских портах и т.п.) выражался относительно небольшими величинами, в отличие, например, от Великобритании. СССР оплачивал наличными или золотом поставки из западных стран, заказанные до введения режима лендлиза или помимо него. Разговоры о «советском золоте», видимо, подпитываются историей с британским крейсером «Эдинбург». Этот корабль в составе конвоя QP-11 вышел из Мурманска, имея на борту около 5,5 тонн золота. Полагают, что частично оно предназначалось для оплаты советских закупок помимо программы ленд-лиза, частично — это был как раз «обратный ленд-лиз»: сырье для золочения контактов различного телефонного, радио и навигационного оборудования, производимого по советским заказам. Крейсер был атакован немцами и 2 мая 1942 года затонул в Баренцевом море. В 80-е годы в два приема почти все золото с «Эдинбурга», было поднято и поделено между СССР, Великобританией и английской фирмой, осуществлявшей подводные работы.

Еще один расхожий миф о ленд-лизе – главный, если не единственный маршрут поставок в СССР – северный, через арктические моря.

Основные маршруты ленд-лиза

Этот путь через северные моря в Архангельск и Мурманск благодаря художественной литературе, кинематографу, а также воспоминаниям участников конвоев, является, безусловно, наиболее известным широкой общественности, но отнюдь не главным по объему перевезенных грузов. Это видно из приводимой ниже таблицы:

Импорт СССР товаров по портам и участкам границы за период с 22.06.1941 по 31.12.1945

Арктические конвои еще называются «северными», «полярными», «мурманскими» или «союзными» конвоями. Этот путь был самым коротким, самым быстрым, но и самым опасным. Он проходил в сложных для плавания акваториях, но главное – приходилось обороняться от постоянно атакующего противника. Формировались конвои поначалу в Шотландии или в Исландии. Ответственность за охрану и проводку конвоев несло британское адмиралтейство. Караваны торговых судов в сопровождении эскорта из боевых кораблей обычно летом шли между кромкой льда и островом Медвежий, зимой – южнее этого острова. Затем конвои вступали в операционную зону советского Северного флота, который, несмотря на свои весьма скромные возможности, подключался к охранению грузовых судов. Через 10-14 суток конвои приходили в Мурманск, Архангельск или Молотовск (совр. Северодвинск). Эти северные (равно как и дальневосточные) порты пришлось срочно реконструировать для переработки огромного вала грузов. Далее по железной дороге лендлизовские материалы доставлялись на фронт и в тыловые районы СССР, а разгрузившиеся транспортные суда опять собирались в конвои для обратного пути. Только в 1941 году арктический маршрут оказался на первых позициях, обеспечив примерно 40% всех поставок. С 1942 году основной поток грузов пошел через Тихий океан и Персидский залив.

Первый английский конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. До конца года пришли еще шесть конвоев, и все без потерь, поскольку немцы – вопреки распространенным представлениям – поначалу не проявляли в Арктике особой активности. Но в 1942 году гитлеровцы развернули настоящую охоту за союзными караванами, потопив 69 транспортов из 85, которых им удалось уничтожить в этом районе за всю войну. Известна печальная история конвоя PQ-17. По труднообъяснимой причине англичане отозвали свой эскорт, и в итоге из 36 судов было потоплено 23. Большие потери спровоцировали англичан на прекращение отправки конвоев до наступления полярной ночи. С марта по ноябрь 1943 года конвои снова не ходили. В обоих случаях это вызывало серьезную напряженность в межсоюзнических отношениях, поскольку северным путем быстрее всего можно было доставлять оружие в СССР. И случались эти перебои как раз в периоды особого напряжения на советско-германском фронте. Никакие объяснения британцев в глазах советского руководства не выглядели убедительными. Всего в 1941 – 1945 гг. на север СССР пришли 811 судов в составе 40 конвоев. Количество потопленных судов – 98. Союзниками потеряно 16 боевых кораблей. Погибло свыше 3 тыс. моряков.

Самым большим по объему перевезенных грузов (почти половина) оказался тихоокеанский маршрут, о котором, однако, известно было до недавнего времени не так уж и много. Геостратегическое положение СССР на Тихом океане тогда было крайне невыгодным. Япония контролировала все проливы, ведущие к портам советского Приморья. Туда приходилось идти мелководными, забитыми льдом узкими проливами в обход минных полей. После начала полномасштабной войны на Тихом океане в декабре 1941 году ситуация с перевозками грузов в СССР намного осложнилась. Теперь здесь могли ходить только суда под советским флагом с советскими экипажами. За 18-20 суток суда с западного побережья США по одному без какой-либо охраны добирались до дальневосточных портов СССР. Нехватка у советской стороны собственного тоннажа в значительной мере была компенсирована за счет поставок из США по ленд-лизу 38 судов типа «Либерти» – типовых транспортных судов, строившихся поточным методом. Доставленные по морю грузы – в основном машины и оборудование, продовольствие, нефтепродукты - далее по Транссибирской магистрали везли в Европейскую часть СССР. Зачастую при этом использовался подвижной состав, полученный по ленд-лизу из США.

Советские суда на Тихом океане много раз подвергались досмотру и задержанию со стороны японцев. Такая участь постигла 178 советских судов, причем некоторые из них удерживались месяцами. 8 судов были потоплены японцами. Несколько транспортов были уничтожены неопознанными подводными лодками, а около десятка погибли при невыясненных обстоятельствах.

Еще один малоизвестный широкой публике маршрут назывался Трансиранский, или «южный», или «Персидский коридор». Через Иран и Каспий можно было, как выразился один иранский дипломат, организовать «безопасный черный ход» для поставок в Россию. Для этого можно было использовать Трансиранскую железную дорогу, которая имела выход к Персидскому заливу и к Каспийскому морю. Эту тему англичане и русские стали обсуждать буквально с первого дня Великой Отечественной войны. К этому добавлялась необходимость предотвратить сползание Ирана в лагерь держав «оси», для чего требовалось уничтожить германскую «пятую колонну» в этой стране. Два столь важных вопроса создали прочную основу для совместных действий СССР и Великобритании, хотя при этом каждая из сторон не забывала и о других своих интересах в регионе. Отказ Тегерана нейтрализовать прогерманские силы в стране и нежелание разрешить транзит через свою территорию предназначенного для СССР оружия заставил Москву и Лондон действовать. 25 августа 1941 года в Иран были введены советские и британские войска. Заметим, что Советский Союз юридически имел на это полное право в соответствии с советско-иранским договором 1921 года. Слабая транспортная инфраструктура Ирана не позволила сразу организовать масштабные поставки в Советский Союз. За ее реорганизацию и расширение поначалу взялись англичане. Но всё же Лондону явно не хватало ресурсов. Ответственность за грузовой транзит в Советский Союз в 1942 году взяли на себя Соединённые Штаты. Численность американских военных и специалистов в Иране в конце войны достигла 30 тыс. человек. Под руководством западных инженеров были реконструированы железные дороги и порты, построены автодороги. Американцы возвели в Иране несколько авто- и авиасборочных предприятий. Собранные на этих заводах более 184 тыс. автомашин своим ходом с полным кузовом грузов отправлялись на север, а самолёты с советскими экипажами перелетали на свою территорию.

Маршруты движения надо было охранять не только от бандитов и воров, но и от мятежных племён, которые могли быть подкуплены немецкими агентами. Через Персидский залив и Иран в Советский Союз проходило одно из ответвлений трансафриканского воздушного маршрута. Бомбардировщики, взлетевшие с территории США, или истребители, собранные в Западной Африке, через Черный континент и Ближний Восток добирались до Ирана, а оттуда им было уже «рукой подать» до советской границы. Работа на сборочных предприятиях, расположенных на юге Ирана или в Ираке, требовала максимальной отдачи от местных рабочих, от американских и английских инженеров, от советских лётчиков, шоферов и сотрудников приёмных комиссий. Работать зачастую приходилось с 3-4 до 11 часов утра. Позднее металл раскалялся настолько, что можно было получить ожоги. Пройдя через территорию Ирана, грузы поступали в советское Закавказье или в Среднюю Азию. Значительная часть доставлялась на cудах по Каспийскому морю, а когда фронт откатился на запад, то и дальше по Волге. Результат совместных усилий не замедлил сказаться. В августе 1941 года через «персидский коридор» можно было перебрасывать всего 10 тыс. тонн грузов в месяц, к октябрю 1942 г. - 30 тыс. тонн грузов, а к маю 1943 года – до 100 тыс. тонн в месяц. Минусом Трансиранского маршрута было то, что суда с восточного побережья США вокруг Африки шли до портов Персидского залива около 75 дней, а потом еще необходимо было время, чтобы доставить грузы на советскую территорию.

Грузы, отправленные через Персидский залив с 22 июня 1941 года по 20 сентября 1945 года

Между СССР и США была налажена воздушная трасса, получившая название Аляска-Сибирь (АлСиб) [18:519-543]. С советской стороны решение о ее организации было принято 9 октября 1941 г., а движение открылось 6 октября 1942 г. Всего за годы войны из США до Красноярска добралось 7908 самолетов. В Фэрбэнксе (Аляска) советские летчики принимали у американцев самолеты и перелетали через Берингов пролив на аэродром в Уэлькале, где им на смену приходили пилоты следующего перегоночного полка. И таким «эстафетным» способом через Чукотку, Колыму и Якутию самолёты долетали до Красноярска (всего около 6,5 тыс. км). Обратно на каждом этапе лётчиков доставляли на транспортных самолётах. Отбирали для перегона самолетов самых опытных летчиков. Ведь полёты проходили в крайне сложных природно-климатических условиях: в дождь, снег, туман, в дыму от лесных пожаров, в жесточайшие морозы, при сильном ветре и низкой облачности. Самолёты обледеневали, магнитные компасы работали плохо, точ- 163 ных карт не было. А под крылом самолёта – бескрайние тундра, тайга и горы, и надо во что бы то ни стало дотянуть до следующего аэродрома. Иначе почти неизбежная смерть. Не удивительно, что на советском участке воздушной трассы был потерян 81 самолёт (по другим данным – 44), погибло 115 советских лётчиков. На американском участке погибло 68 самолетов. Из Тихого океана американские грузы Северным морским путем могли попасть в Архангельск и Мурманск, а по дороге часть из них уходила для нужд Сибири и того же АлСиба. Но масштабы перевозок на этом маршруте через Советскую Арктику по понятным причинам были невелики. В самом конце войны, когда немецко-фашистские оккупанты были изгнаны из Крыма и Украины, открылся путь через Черное море. В начале 1945 г. в Одессу прибыли первые пароходы с ленд-лизовскими грузами, которые ранее скорее всего пошли бы через Персидский залив. Но война вскоре закончилась.

Что и сколько поставлялось по ленд-лизу?

Что и сколько поставлялось по ленд-лизу

Можно быстро перечислить все поставки в тоннах, а можно рассмотреть их подробнее. В этих цифрах можно увидеть не только танки и самолеты, но и обычные бытовые вещи: одеяла, пуговицы, обувь, еду. Большинство споров о роли ленд-лиза в войне на советско-германском фронте сводятся к подсчёту количества «Шерманов» или «Аэрокобр», при этом поставки почти 500 тысяч транспортных средств, от мотоциклов и командирских «Виллисов» до 20-тонных танковых трейлеров, позволивших Красной армии стать в разы мобильнее, обычно остаются за кадром. Поставки 100 000 одних только трёхосных «Студебеккеров» переоценить сложно — ко второй половине войны армия была насыщена ими. На фото одна из баз РГК, где грузовики ожидают отправки на фронт, весна 1944 года, ниже перечислена часть поставок по программе ленд-лиза.

На фото одна из баз РГК, где грузовики ожидают отправки на фронт, весна 1944 года

22 150 самолетов (из них 5 тысяч истребителей P‑39 («Аэрокобра»). Всего произведено 9,5 тысячи, то есть в СССР поставлено больше половины. Это один из лучших истребителей Второй мировой войны. Покрышкин с 1943 года летал на «Аэрокобре»).

Bell P-39 Airacobra — американский истребитель периода Второй мировой войны

12 700 танков (в том числе 918 (отправлено 1084) средних пехотных танков армии Великобритании «Матильда II», 3664 (отправлено 4102) американских средних танков M4A2 «Шерман», 3332 (отправлено 3782 единицы или 46 % всех выпущенных) британских пехотных танков (из которых половина собрана в Канаде).

Пехотный танк Mk.II «Матильда II»

1800 самоходных орудий (на 30 ноября 1944 года)

7944 (по другим данным, 8218) зенитных орудий

4912 противотанковых орудий

135 000 пулеметов

12 997 пистолетов

3300 бронетранспортеров

5500 артиллерийских тягачей

8071 трактор

375 833 грузовика (на 1 мая 1945 года машины, полученные по ленд-лизу, составляли 32,8% автопарка Красной армии)

3 606 000 автопокрышек (по другим данным, 3 786 000) (43,1% от советского производства)

51 000 джипов

8000 тягачей

32 200 мотоциклов (по другим данным, 35 170) (в 1,2 раза больше советского производства мотоциклов)

472 000 000 снарядов

281 военный корабль

128 транспортных судов

3 ледокола

35 800 радиостанций

9351 радиостанция для истребителей

2 000 000 километров телефонного кабеля

2 500 000 телефонов

200 телефонных станций

445 (по другим данным, 348) локаторов

1981 паровоз (больше производства паровозов в СССР за 1941–1945 гг. в 2,4 раза)

66 дизель-электровозов (больше советского производства в 11 раз)

11 075 вагонов (в 10 раз больше советского производства 1942–1945 гг.)

622 100 тонн рельсов (56,5% от производства рельсов в СССР за 1941–1945 гг.)

2 100 000 тонн нефтепродуктов

628 400 тонн авиационного бензина +

732 300 тысяч тонн бензина светлых фракций (суммарные поставки авиабензина по ленд-лизу в 1,4 раза превышали советское производство)

1 200 000 тонн химических и взрывчатых веществ

127 000 тонн пороха

903 000 детонаторов

387 600 тысяч тонн меди (82,5% от советского производства меди во время войны)

328 100 тонн алюминия (в 1,25 раза больше производства советского алюминия)

2 800 000 тонн стали

38 100 металлорежущих станков

15 417 000 пар обуви

1 541 590 одеял

257 723 498 пуговиц

4 500 000 тонн продовольствия (по расчетам профессора М.Н.Супруна, пересчитавшего поставки продовольствия на калории, за счет зарубежного продовольствия можно было кормить 10-миллионную армию 1688 суток), в том числе:

49 490 тонн пшеницы
238 000 тонн мороженой говядины и свинины
624 000 тонн сахара
81 004 тонны сливочного масла
307 тонн шоколада
664 600 тонн мясных консервов (108% от общего производства консервов в СССР)
331 066 литров спирта

и 2 500 000 тонн других товаров.

Тост за ленд-лиз

Тегеранская встреча руководителей трёх союзных стран — Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и Великобритании, состоявшаяся в Тегеране с 28.11 по 01.12.1943 года, входит в число ключевых дипломатических событий Второй мировой войны. На ней впервые встретились лидеры «Большой тройки» с целью обсуждения и приведения в жизнь важных вопросов войны и мира. Конференция оказала положительное влияние на межгосударственные отношения союза, повысила доверие и взаимопонимание в антигитлеровской коалиции.

В послевоенной американской и советской литературе Тегеранская конференция была подробно задокументирована: опубликованы мемуары участников встречи, сборники документов с протоколами бесед и заседаний. Но в свободном доступе они появились лишь после 1961 года, по причине договорённости глав союзных держав не предавать документам гласности. По утверждению переводчика от советской стороны Валентина Бережкова, Соединённые Штаты Америки первыми нарушили молчание, опубликовав в 1961 году от своего лица сборник дипломатических документов «Foreign Relations of the United States: Diplomatic Papers, the Conferences at Cairo and Tehran, 1943» (Внешняя политика Соединённых Штатов. Каирская и Тегеранская конференции, 1943 год). В ответ на это в СССР была предана огласке часть документов Тегеранской конференции, которые были опубликованы в этом же году в журнале «Международная жизнь», через 6 лет они вышли отдельным сборником «Тегеран – Ялта – Потсдам», который выдержал позднее еще два переиздания.

Позднее в СССР был издан многотомный труд «Советский Союз на международных конференциях периода ВОВ, 1941-1945 гг.», в котором 2 том был полностью посвящён Тегеранской конференции. Отметим, что при создании этого шеститомного издания составители использовали вышеуказанный американский сборник дипломатических документов, но при этом в советский сборник были включены далеко не все описания встреч руководителей трёх союзных стран. К примеру, документы за 30 ноября 1943 года содержат записи бесед в следующем порядке:

встреча Сталина и Черчилля в 12.40;
встреча Молотова, Идена и Гопкинса в 13.30;
встреча глав государств во время завтрака в 13.40;
третье заседание глав союзных государств 16.30-17.20.

Но в советском сборнике опущена запись ещё об одном событии этого дня — праздничном обеде в честь 69-летия У. Черчилля, который проходил с 20.30 и закончился ближе к полуночи. На торжестве помимо именинника, Сталина и Рузвельта присутствовал почти весь ключевой состав делегаций союзников. На этом вечере и был Сталиным произнесён обозначенный тост, подчеркивающий значимую роль ленд-лиза для Советского союза в войне.

Сталин произносит один из тостов на дне рождения Черчилля

Для советского читателя произнесенный тост вождя народов остался секретом полишинеля. Речь Иосифа Сталина не найти ни в одном из опубликованных сборников документов СССР. Информацию о том, что Сталин произносил тост всеже можно найти в мемуарах некоторых участников этого банкета, они были изданны в СССР, но речь была подвергнута цензуре, в конечном итоге изменив ее суть. Отличным примером служит советское издание мемуаров «As He Saw It» сына президента США Эллиота Рузвельта. Книга увидела свет в 1946 году (рус. - «Его глазами»), в которой сын покойного Франклина Рузвельта, в подробностях рассказывает о важнейших международных встречах руководителей великих держав на которых ему удалось побывать с отцом. Через год после публикации она была переведена и издана в Советском союзе. В своей книге Эллиот Рузвельт посвятил целую главу Тегеранской конференции, основываясь в первую очередь на собственных воспоминаниях, а также записях своего отца.

Видимо, это было первое изложение подобного рода, проливавшее свет на внутренние детали происходившего в Тегеране. Автор был непосредственным свидетелем речи Сталина и приводит ее в качестве прямой речи в книге. В советском издании 1947 года этот момент переведен так:

«Тосты следовали один за другим так часто, что мы не успевали садиться; в результате некоторые из нас так и беседовали стоя. Вспоминаю, как в промежутке между какими-то двумя тостами я выслушал соображения Рандольфа Черчилля по весьма важному вопросу, но не помню точно, по какому. Затем наступил момент, когда боги дружелюбия и веселья задремали, и тогда генерал сэр Алан Брук встал и начал распространяться на тему о том, что английский народ пострадал в этой войне больше, чем все другие, больше потерял, больше сражался и больше сделал для победы. По лицу Сталина пробежала тень раздражения. Возможно, что именно это побудило его почти сразу же встать и произнести тост.

— Я хочу рассказать вам, что, с советской точки зрения, сделали для победы президент и Соединённые Штаты. В этой войне главное — машины. Соединённые Штаты доказали, что они могут производить от 8 до 10 тысяч самолётов в месяц. Англия производит ежемесячно 3 тысячи самолётов, главным образом тяжёлых бомбардировщиков. Следовательно, Соединённые Штаты — страна машин. Эти машины, полученные по ленд–лизу, помогают нам выиграть войну».

А теперь обратимся к оригиналу:

«I want to tell you, from the Soviet point of view, what the President and United States have done to win the war. The most important things in this war are machines. The United States has proven that it can turn out from eight to ten thousand airplanes a month. England turns out three thousand a month, principally heavy bombers. The United States, therefore, is a country of machines. Without the use of those machines, through Lend-Lease, we would lose this war».

Тем кто владеет английским языком должно быть очевидно, что в последнем предложении изменен смысл. Берем Google переводчик и получаем следующее: «Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».

Переходим ко второму источнику, речь Сталина фиксируется в ежедневном журнале президента Соединённых Штатов во время поездки в Тегеран, он обнародован в американском сборнике 1961 года (страница 469). Речь Сталина была внесёна в журнал как знаковое событие праздничного обеда вечером 30 ноября 1943 года:

«I want to tell you, from the Russian point of view, what the President and United States have done to win the war. The most important things in this war are machines. The United States has proven that it can turn out from 8,000 to 10,000 airplanes per month. Russia can only turn out, at most, 3,000 airplanes a month. England turns out 3,000 to 3,500, which are principally heavy bombers. Without the use of those machines, through Lend-Lease, we would lose this war».

Данная запись тоста имеет ряд отличий от воспоминаний Эллиота Рузвельта и советских вариантов. Но при этом на сегодня она является единственно документально подтвержденной (перевод Google переводчик и несколько редакторских правок):

«Я хочу рассказать вам, с российской точки зрения, что сделали Президент и Соединённые Штаты, чтобы выиграть войну. Самое главное в этой войне – машины. Соединённые Штаты доказали, что могут выпускать от 8000 до 10000 самолётов в месяц. Россия может производить, максимум 3000 самолётов в месяц. Англия производит от 3000 до 3500 самолетов в месяц, в основном тяжёлых бомбардировщиков. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну».

Делаем вывод, что речь Сталина при переводе книги сына Рузвельта в 1947 году была изменена. Что это, грубая ошибка переводчиков, или смысл был умышленно искажён по цензурным мотивам? Но советский перевод перекочевал в книгу Бережкова, даже несмотря на 20-летнюю разницу в изданиях.

Нефть в системе ленд-лиза

Наступление немецких войск на Сталинград и южные районы СССР, предпринятое осенью 1942 г., серьезно затруднило снабжение советской промышленности и армии нефтепродуктами. Бакинский, Грозненский и Майкопский нефтяные районы, обеспечивавшие 85% отечественных нефтяных поставок, оказались отрезанными от основных транспортных магистралей. К этому времени из-за угрозы захвата региона был демонтирован нефтепровод «Баку — Батуми», а вывоз нефтепродуктов по Волге в период Сталинградской битвы оказался блокированным. В эти военные годы бурение новых скважин в Закавказье было прекращено, более того, из-за трудностей с вывозом нефти пришлось законсервировать большое количество высокодебитных фонтанирующих скважин. В целом, со второй половины 1942 г. нефтедобыча на Бакинских промыслах — главном нефтедобывающем районе страны — снизилась примерно вдвое .

Значительная часть азербайджанских нефтяных и нефтеперегонных предприятий вместе со всем оборудованием и личным составом (приблизительно 10 тыс. специалистов) были перебазированы в районы Волги, Урала, Казахстана и Средней Азии. Этот вынужденный перевод нефтяной промышленности на восток привел к значительному сокращению нефтедобычи в стране, так и не позволив восстановиться отрасли вплоть до окончания войны.

Падение нефтяного производства в условиях быстро прогрессирующего спроса на нефтепродукты привело к «нефтяному голоду», что не могло не сказываться отрицательно на ситуации на фронте и в тылу. Значительно улучшить ситуацию с топливом, преодолеть нефтяной дефицит смогли американские поставки в рамках программы ленд-лиза.

По ленд-лизу в СССР было поставлено 1 млн 320 тыс. тонн авиабензина, из них 1 млн 163 тыс. тонн (88,1%) имели октановое число выше 996. Кроме того, в рамках этой программы была осуществлена поставка светлых бензиновых фракций объемом в 834 тыс. т, используемых в производстве авиационного топлива. К этому необходимо добавить 573 тыс. т авиабензина, поставленных помимо ленд-лиза с нефтеперерабатывающих заводов Великобритании и Канады. В сумме это составляет примерно 2 млн 727 тыс. коротких тонн или 2 млн 479 тыс. метрических тонн авиатоплива.

Следует учитывать, что ввезенное в СССР авиатопливо использовалось:

1. В снабжении английских и американских самолетов, поставленных по ленд-лизу, что составляло порядка 8–10 % от общего спроса на этот вид нефтепродуктов;
2. Для расширения производства и улучшения качества советских авиабензинов. Советские самолеты летали на бензине с гораздо меньшим октановым числом, поэтому путем смешивания отечественных и импортных бензиновых фракций удавалось увеличить октановое число советского авиатоплива и существенно, на порядок, расширить объем его производства.

В начале войны на отечественных нефтеперегонных заводах была разработана рецептура компаундирования с импортными высокооктановыми компонентами (стооктановым бензином, изооктаном, алкилбензолом и др.). Вовлечение легких высооктановых компонентов в авиационные отечественные бензины позволило утяжелить фракционный состав базового бензина и тем самым увеличить его выработку и отбор сырья. За разработку и осуществление схемы компаундирования авиационных бензинов группе бакинских ученых и специалистов в составе В.С. Гутыря, М.А. Горелика, Л.Б. Самойлова и др. была присуждена Государственная премия.

Ленд-лиз в документах

Выполнение плана поставки в СССР из Англии и США. Октябрь-декабрь 1941 г.

Выполнение плана поставки в СССР из Англии и США. Октябрь-декабрь 1941 г.

Выполнение плана поставки в СССР из Англии и США. Октябрь-декабрь 1941 г.

Выполнение плана поставки в СССР из Англии и США. Октябрь-декабрь 1941 г.

Выполнение плана поставки в СССР из Англии и США. Октябрь-декабрь 1941 г.

Выполнение плана поставки в СССР из Англии и США. Октябрь-декабрь 1941 г.

Докладная записка наркома внешней торговли СССР А.И. Микояна на имя И.В. Сталина  о поставке самолетов из США в СССР с 7 октября 1942 г. по 1 августа 1943 г.

Докладная записка наркома внешней торговли СССР А.И. Микояна на имя И.В. Сталина  о поставке самолетов из США в СССР с 7 октября 1942 г. по 1 августа 1943 г.

Докладная записка наркома внешней торговли СССР А.И. Микояна на имя И.В. Сталина  о поставке самолетов из США в СССР с 7 октября 1942 г. по 1 августа 1943 г.

Ленд-лиз. Конвой 51 В, прибывший в СССР 2 января 1943 г.

Ленд-лиз. Конвой 51 В, прибывший в СССР 2 января 1943 г.

Ленд-лиз. Конвой 51 В, прибывший в СССР 2 января 1943 г.

Ленд-лиз. Конвой 51 В, прибывший в СССР 2 января 1943 г.

Ленд-лиз. Конвой 51 В, прибывший в СССР 2 января 1943 г.

Ленд-лиз. Конвой 51 В, прибывший в СССР 2 января 1943 г.

Конвой 55 Б. Ленд-лиз

Конвой 55 Б. Ленд-лиз

Основные источники:

Великая Отечественная война. Юбилейный статистический сборник: Стат. сб./Росстат. — М., 2020. — 299 с.

Стеттиниус Э. Ленд-лиз — оружие победы. Приложение. Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне 1941—1945

Рыжков Н.И., Куманев Г.А. Продовольственные и другие стратегические поставки Советскому Союзу по ленд-лизу 1941—1945 гг.

Монин С.М. Вторая мировая война. Мифы о ленд-лизе / Журнал «Люди и тексты. Исторический альманах»

Бутенина Н.В. Ленд-лиз: сделка века. М., 2004.

Рузвельт Э. Его глазами. – М.:ИИЛ, 1947.

Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс глазами очевидца. – М.: Издательство иностранной литературы, 1958

Джонс Р. Ленд-лиз. Дороги в Россию. Военные поставки США для СССР во Второй мировой войне – М.:Центрполиграф, 2015