Воспоминания Турковой (Макаровой) Марии Степановны о своем отце, Макарове Степане Семеновиче, расстрелянном в 1937 году, и о жизни спецпоселенцев в Нивастрое.
Макаров Степан Семенович родился в 1885 году в д. Паршино Уломского района (Коротовский с/с Череповецкого района). Жену звали Макарова Парасковья Михайловна. В семье было 4 сына и дочь Мария.
«Я родилась 17 января 1914 года в д. Паршино... Отец занимался сельским хозяйством. Старший брат пошел к деду с бабой, у них больше никого не было, кроме матери. Они жили в д. Гришкино. У деда была кузница, и они в ней работали: ковали плуга и ремонтировали сельхозтехнику для всех, кто к ним ехал. Так там и остался жить. Оттуда взяли на войну Отечественную и где он погиб. Фамилия его Макаров Петр Степанович. Второй брат уехал на Урал к другу...
Мы остались: мать, отец и еще с нами жила отца сестра, старая дева, брат старше меня и младше.
Во время моей жизни, как я помню, отец ничем не занимался, кроме земледелия. Потом их, отца и брата и лошадь с ними отправили на лесозаготовки. Называли так Лодейное поле. А нас выслали без них. Да, забыла, у нас был еще малый братишка 4 года. С собой (что-то) брать нам было некому. Одна мать – бери хоть живой багаж или мертвый, у нее две руки... Взяли одно место – ящик или сундук, белье и одежда – что на себе, и продукты - все вместе. Скотина вся осталась на дворе, и все, что было, осталось на своих местах. Нас посадили, были поданы подводы, запряженные в сани, и увезли.
Конечно, было трудно и обидно, все я не могу описать. Поселили в палатки на берегу реки Нивы. Такая река бурливая, строения никакого не было. Потом привезли меленькую избушку из тесу. Там готовили обед как для скота, за которым стояли по 3-4 часа – за ложкой каши да поварешкой жидкости. Потом постепенно начали доставлять разные грузы, началась работа для всех. У нас мать стала работать, и нас перевели в барак, а мы еще для работы были малы с братом, а отец приехал к нам (позже).
...Он с нами немного пожил. Выслали нас в феврале, вскоре у нас помер братишка малый, а в сентябре того же (года) померла мать. Нам еще было горя, мы остались совсем одни. Я была за настоящую хозяйку, все, что получим, делила на пайки. Нас было трое: брат, тетя и я. Отец от нас ушел. Так мы и жили. Я пошла работать помощником табельщика в мех. цех и устроила брата, и братья тоже ушли на войну и погибли. Вот у меня всей памяти одно фото, я и ту отдаю вам. Отец, мачеха, младший брат и я. Извините, что плохо написала, больно все вспоминать. С уваж. Макарова».
В пос. Нивастрое Кандалакшского района Мурманской области, куда была выслана семья Макаровых, С.С. Макаров работал счетоводом коммунального отдела строительства НиваГЭС-3. В 1937 году он был арестован, обвинен в контрреволюционной деятельности и расстрелян. Постановлением Президиума Мурманского областного суда от 17.02.60 г. решение тройки НКВД Карельской АССР от 02.11.37 г. в отношении Макарова С.С. отменено и дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления. Его дочь – Мария Степановна на выселках вышла замуж за Туркова Василия Павловича, который также был репрессирован - расстрелян 16 марта 1938 г. В годы войны она была эвакуирована в Казахстан, где вышла замуж за Гришина Михаила Федоровича. В 1976 году они с ним переехали на ее родину в д. Трофанково Николо-Раменского с/с Череповецкого района.
История поселка Нивастрой.
История посёлка Нивастрой началась с открытия в Хибинах богатейших запасов фосфорного сырья, в которых в то время остро нуждалась страна. Но, чтобы начать освоение этих месторождений, нужны были новые энергетические мощности. Первым шагом в этом направлении должна была стать Нива ГЭС-2 — первенец знаменитого плана электрификации (ГОЭЛРО) на Кольском полуострове. Проектная мощность будущей станции составляла 25 тыс. лошадиных сил.
Спецпоселенцы на Нивастрое
Учитывая важность проекта, советское правительство в сентябре 1931 года отнесло строительство Нивской гидростанции к числу сверхударных строек страны. Строительство было поручено тресту «Нивастрой». Предстояло построить каскад из трех станций: Нива ГЭС-1 у Пинозера, Нива ГЭС-2 у Плесозера и Нива ГЭС-3 у впадения реки Нива в Кандалакшский залив. Начали строительство с Нива ГЭС-2.
Основной рабочей силой были так называемые спецпереселенцы. Раскулаченных, уличённых в нелояльности к власти людей ссылали сюда вместе с семьями. Уже в сентябре 1930 года на разъезд Пинозеро доставили первую группу таких спецпереселенцев. Они и стали основателями и первыми жителями посёлка Нивастрой, который на тот момент предстояло ещё построить. Говорить об условиях проживания не имело смысла — их просто не было. В меру своих сил и способностей строили себе времянки, в которых и пережили первую заполярную зиму. Смертность среди спецпереселенцев была крайне высокой. Так, в августе 1931 года умерли 121 человек, из них 99 детей (по сведениям комендатуры ОГПУ за август умерло 116 человек только детей). В сентябре — 108 человек, из них детей — 99 человек, за октябрь — 115 человек.
К концу 1931 года в Нивастрое проживало 1466 семей или 6166 человек. Строительство ГЭС меж тем набирало обороты. Вручную копали котлованы, напорный бассейн, отводящий канал. Грунт лопатами загружали в ковш экскаватора. Вручную отсыпали плотину, выполняли все бетонные работы. Механизацию на строительстве головного узла составляли два крана, одна камнедробилка и две бетономешалки емкостью по 500 литров. С такой «механизацией» вынули 1,6 миллиона кубометров моренного грунта и 142 тыс. куб.м. скалы, отсыпали 460 тыс. куб.м. морены, 118 тыс. куб.м. камня и уложили 73 тыс. куб.м. бетона. Статус рабочего посёлка присвоен в 1933 году.
30 июня 1934 года Нивская ГЭС-2 была запущена. 202 спецпереселенца за ударный труд были досрочно восстановлены в правах. А передовикам соцсоревнования вручили грамоты и премии. В Великую Отечественную войну единственный агрегат Нивы ГЭС-2 обеспечивал энергией железную дорогу и Кандалакшский механический завод, где ремонтировали военную технику. В 1940 году на территории шести административных районов Карелии находилось 23 спецпоселка. Они большей частью располагались на объектах, обслуживаемых Белбалткомбинатом НКВД СССР. В спецпоселках проживало 10 643 семьи спецтрудпоселенцев в количестве 31 512 человек, из них по группе Белбалткомбината — 7 261 семья в количестве 21539 человек.
Исп.материалы:
ЧерМО, Ф. 52. Оп. 1. Ед. хр. 22
Список жертв политических репрессий по Череповецкому краю