Сохранено 2586015 имен
Поддержать проект

Операция «Север»

Первые репрессии «Свидетелей Иеговы» начались еще в 1947-1949 годах. Во время операции «Юг» в Казахстан было выслано 354 активных члена религиозного сообщества. Но это не испугало «свидетелей». Наоборот, их ряды на территории СССР продолжали пополняться. 

«Свидетели Иеговы» стали мишенью советского механизма репрессий по нескольким причинам. Члены этой организации отрицали власть государства: они отказывались проходить службу в армии и участвовать в выборах, имели широкие связи с США. Режим воспринимал их мировоззрение как антисоветское и потенциально опасное для национальной безопасности. 

На территорию Российской империи «Свидетели» впервые проникли в 1913 г., когда были легализованы в Финляндии, а на территорию СССР – в западные области Украины и Белоруссии – в 1920-х гг. При аннексии в 1939–1940 гг. стран Балтии и части территории Польши, Румынии и Бессарабии гражданами СССР стали тысячи «Свидетелей Иеговы». Особо активно организация получила распространение на территории Молдавской ССР и Украинской ССР, а со временем и по всему СССР, воспользовавшись при этом «господдержкой» в виде предписанной им депортации.

В ноябре 1950 года министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов представил Сталину план по массовой депортации в Сибирь сторонников организации свидетели Иеговы и членов их семей, и Сталин утвердил осуществление плана на март — апрель 1951 года. Мало кто знает, что в этом своем «окончательном решении» конкретной «религиозной проблемы» Иосиф Сталин был последователем Адольфа Гитлера: в Третьем Рейхе в той или иной форме подверглись преследованиям 97% иеговистов Германии. Свидетели Иеговы были единственной религиозной группой в нацистских концлагерях, отмеченной особым знаком — лиловым треугольником. Западные историки сравнивают репрессии против Свидетелей Иеговы с трагедией еврейского народа в ХХ веке.

Репрессированные сталинским режимом Свидетели Иеговы — лишь небольшая группа в списке жертв советского режима. Но и свобода, и трагедия не дробятся на части. Свобода — она или есть, или ее нет. Свидетели Иеговы продемонстрировали всем урок духовного сопротивления. Не случайно и Гитлер, и Сталин чувствовали в них угрозу: верующие христиане не боролись против светской власти, но отказывались произнести «хайль Гитлер!» или взять в руки автомат Калашникова даже под страхом смерти. 

19 февраля 1951 г. министр ГБ Абакумов направляет Сталину записку МГБ СССР «О необходимости выселения из западных областей Украины и Белоруссии, Молдавской, Латвийской, Литовской и Эстонской ССР участников антисоветской секты иеговистов и членов их семей» – вместе с проектом соответствующего постановления Совета министров, предусматривавшего конфискацию их имущества. Речь шла о высылке 8576 человек (3048 семей) в Иркутскую и Томскую области. Решение («положительное»), разумеется, было получено, и 3 марта соответствующее постановление за номером 667-339 принял Совет министров, а 5 марта соответствующий приказ за номером 00193 издало МГБ. Они предусматривали выселение «иеговистов» из Прибалтики, Молдавии и западных областей Украины и Белоруссии.

Из «Записки МГБ СССР о необходимости выселения из западных областей Украины и Белоруссии, Молдавской, Латвийской, Литовской и Эстонской ССР участников антисоветской секты иеговистов и членов их семей». 

19 февраля 1951 г. 
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО 
Сталину И.В. 
...В целях пресечения дальнейшей антисоветской деятельности иеговистского подполья, МГБ СССР считает необходимым, наряду с арестом руководящих участников иеговистской секты, выселить из пределов Украины, Белоруссии, Молдавии, Латвии, Литвы и Эстонии выявленных иеговистов с семьями в Иркутскую и Томскую области. 
Всего выселению подлежит 8576 человек (3048 семей), из них: 

 

По Украинской ССР — 6140 человек (2020 семей); 
По Белорусской ССР — 394 человека (153 семьи); 
По Молдавской ССР — 1675 человек (670 семей); 
По Латвийской ССР — 52 человека (27 семей); 
По Литовской ССР — 76 человек (48 семей); 
По Эстонской ССР — 250 человек (130 семей).

Координировать операцию поручили первому секретарю ЦК Компартии Молдавии Леониду Брежневу. Операция получила название «Север».

Есть две версии, почему операция получила такое название. В большинстве источников говорится, что операцию так назвали из-за конечных точек прибытия депортированных — Иркутска и Томска. Но есть и другая версия: север в интерпретации свидетелей Иеговы является адом, поэтому название операции носило издевательский для приверженцев культа подтекст. 

По завершении (а скорее всего, и по ее ходу) операции представители райисполкома ходили по оставленным домам, составляли опись конфискуемого имущества и обеспечивали его охрану силами милиции. Конфискации подлежало все, что было у выселяемых, за вычетом того, что разрешалось забрать с собой в Сибирь. А разрешались только лично им принадлежащие ценности, домашние вещи: одежду, посуду, мелкий сельскохозяйственный, ремесленный и домашний инвентарь, запас продовольствия на каждую семью. Общим весом не более 1,5 т. Все остальное имущество – виноградники, сады, скот, крупный инвентарь, жилые и сельскохозяйственные постройки, производственные предприятия (мельницы, маслобойки и т. п.) – подлежало безоговорочной конфискации.

Депортациям подверглись члены этого религиозного сообщества и из следующих союзных республик: Украинской ССР (2020 семей), Эстонской ССР (130 семей), Литовской ССР (48 семей), Белорусской ССР (153 семьи) и Латвийской ССР (27 семей). 24 марта были утверждены «План мероприятий по выселению активных участников антисоветской секты иеговистов и их семей из Молдавской ССР», подписанный генерал-майором Головко и полковником Жадобиным, и постановление Совета министров Молдавской ССР «О конфискации и реализации имущества выселяемых с территории Молдавской ССР». Согласно плану выселить предполагалось 700 семей – 2480 человек. Фактически же было депортировано 723 семьи, 2617 человек. Имея в распоряжении копии документов мы хотим остановиться на операции в Молдавии подробнее.

В 1949 году в Молдавской ССР были арестованы четыре лидера Адвентистов седьмого дня. Власти аргументировали их арест тем, что «члены ликвидированных группировок в районе Тырнова Сорокского уезда и районе Липкан Бельцкого уезда систематически занимались антисоветской пропагандой». Спустя две недели после распоряжения Абакумова от 19 февраля 1951 года, были арестованы самые активные члены общества. Это стало возможным из-за того, что в ряды организации, в том числе в руководство, были внедрены минимум 25 сотрудников разведки. Так, агенту «Исак» для назначения его на должность одним из руководителей организации понадобилось три года работы под прикрытием. Сотрудники спецслужб таким образом добыли списки членов организаций в регионах и впоследствии их депортировали. 

 

25 марта 1951 года министр нацбезопасности МССР генерал-майор Мисуров одобрил списки «свидетелей» для депортаций. Туда были включены «свидетели» из 14 районов страны, преимущественно северных. Из 2684 человека, предложенных к депортациям, 790 — дети.

Операция «Север» началась на территории МССР 1 апреля 1951 года в четыре утра и продлилась до восьми вечера. В общей сложности депортировали 2724 человека, в том числе 846 детей.

В Сибири «Свидетели Иеговы» продолжали придерживаться своих принципов. Они отказывались подписывать документы о получении зарплаты и рабочей одежды. Так, 9 октября 1951 года появляется указ президиума Верховного Совета СССР о том, что депортированные «свидетели» должны остаться на территориях севера «навечно». Их обязали периодически отмечаться в полиции и запретили покидать районы. 

Примечательно, что по тем же причинам «Свидетелей Иеговы» подвергали репрессиям и при румынской власти. Показательна история Георге Вакарчука из с. Коржеуць: в 1942 году румынская власть призвала его в армию, но Вакарчук отказался, сославшись на религиозные убеждения. Его заперли на 16 суток в темную камеру, почти не кормили и обещали отпустить, если он согласится служить. Вакарчук был непреклонен, за что его приговорили к 25 годам заключения. Но 25 сентября 1944 его отпустили — пришла советская власть. Отпустили ненадолго. Советы тоже призвали Вакарчука в армию и, получив отказ, приговорили к десяти годам трудовых лагерей. Освободившись, Вакарчук оставался активным членом культа вплоть до своей смерти в 1980 году. 

Фёдор Бурлак с семьей в ссылке.1959 год 

Оставшихся «свидетелей» власти пытались переубедить атеистическими лекциями и показательными судами. К примеру, 15 октября 1959 года в с. Реуцел Бельцкого района состоялось выездное заседание Верховного Суда МССР, во время которого лидер местной организации И. Житарюк был приговорен к шести годам тюрьмы за распространение иеговистской литературы, изданной в США, и за выступления против службы в Советской Армии. На вынесении приговора присутствовали 700 человек. Несмотря на эти меры, «Свидетели Иеговы» продолжали пропагандировать свои идеи. Архивные документы показывают, что «Свидетели Иеговы» массово отказывались принимать участие в выборах, которые проводились в МССР в 1970 и 1985 гг.

Министр сталинской госбезопасности Абакумов, сыгравший не последнюю роль в организации преследований « Cвидетелей Иеговы», был расстрелян в декабре 1954 года. 

Истории солидарности

Наталья Куртиш, не будучи «свидетельницей», решила уехать в Сибирь, чтобы быть рядом со своей сестрой Ольгой Балан, которая из-за болезни нуждалась в уходе. Об этом стало известно из ее письма, адресованного руководителю местного отделения министерства нацбезопасности.

Клаудия Числински написала заявление руководителю эшелона депортированных с просьбой отправить ее в Сибирь вместе с супругом, который был активистом «Свидетелей Иеговы». Они поженились незадолго до депортации, в феврале 1951 года.

Реабилитация

В 1965 году в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 сентября 1965 г. № 4020-1У были сняты ограничения по спецпоселению и освобождены из-под административного надзора органов охраны общественного порядка участники «сект „свидетели Иеговы“, „истинно-православные христиане“, „иннокентьевцы“, „адвентисты-реформисты“ и члены их семей».

Наряду с тремя другими депортированными конфессиями («Истинно-православные христиане», «иннокентьевцы» и «адвентисты-реформисты») «Свидетели Иеговы» были едва ли не последними, с кого был снят режим спецпоселения. Соответствующий указ был издан только в 1965 году,  уже при Брежневе! Иными словами, они отсидели в этом режиме 25 лет – не только «кусочек позднего Сталина», но и «всего Хрущева». А ведь это, как тонко заметил Александр Даниэль, «абсолютно сталинские реалии в середине 60-х гг.».

Текст этого указа президиума Верховного совета СССР № 4020-VI за подписями председателя и секретаря Анастаса Микояна и Михаила Георгадзе, в том числе гласил: «снятие ограничений по спецпоселению с указанных лиц не влечет за собой возврата им имущества, конфискованного при выселении. Возвращение к прежним местам жительства лиц, освобождаемых со спецпоселения на основании статьи первой настоящего указа, может допускаться только с разрешения исполнительных комитетов областных (краевых) советов депутатов трудящихся или Советов министров республик (без областного деления), на территории которых они ранее проживали».

У репрессированных конфессий, конечно, не было не только своей территориальности, но и своей административности, утраченной во время репрессии, но родина-то у людей была, и реабилитировать контингент без заявительного права на возвращение означало отнюдь не прекращение, а всего лишь смягчение репрессии.

При этом на индивидуальном уровне репрессии против «Свидетелей» не ослабевали и статьи, по которым их сажали, были политическими. Так что власть карала их не только за веру.

Александр Даниэль обратил внимание на то, что большинство осужденных по статье 70 УК (аналог 58.10, «антисоветская агитация») за религиозную активность – именно «Свидетели Иеговы». И что почти у всех у них, кроме статьи 70-й, присутствует и статья 72 (бывшая 58.11, «антисоветская организация»). И хотя он явно имеет в виду не депортированных, а осужденных, но вывод его справедлив и для депортированных: «советская карательная политика рассматривала религиозную общину “Свидетелей Иеговы” как антисоветскую организацию. Не как религиозную общину, а как антисоветскую».