Сохранено 2587346 имен
Поддержать проект

Роковые произведения советских творцов

Цензура в Советское время — явление общеизвестное, множество раз описанное отечественными и зарубежными историками или даже современниками тех событий. Цензоры не пропускали произведения неугодных свободолюбивых авторов, обвиняли их в "буржуазной пропаганде", "формализме" и других "смертных грехах" и в лучшем случае - карьера творцов шла под откос, в худшем - деятелей искусства отправляли в лагеря или расстреливали. Поводы для задержаний сотрудники НКВД находили самые разнообразные, но бывало и так, что одно конкретное произведение принимало на себя весь гнев советской системы, за что чрезвычайно высокую цену приходилось платить его автору.

1. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 - 1940) - советский театральный режиссер и педагог, принявший революцию 1917 года и вступивший в том же году в РКП (б). Режиссер, поставивший величайшие пьесы, такие как Дон Жуан» Мольера (1910), «Стойкий принц» П. Кальдерона (1915), «Гроза» А.Н. Островского (1916), «Маскарад» М.Ю. Лермонтова (1917) и многие другие, и при этом активно сотрудничавший советским режимом. Казалось бы, ничего не предвещало беды. Так оно и было, ровно до того момента, пока режиссер не предпринял попытку поставить пьесу по-своему, и  всецело посвятить её своей любимой женщине, а не "любимому пролетариату" или "вождю народов". Речь идёт о поставленной в 1934 году пьесе «Дама с камелиями». Выбор пьесы вызвал бурю негодования у многих критиков, которые считали, что заигранной мелодраме Дюма не место в репертуаре советского театра и корили Мейерхольда за его чрезмерное потворство актерским претензиям Зинаиды Райх, игравшей заглавную роль — Маргариту Готье. Свой последний спектакль мастер ставил исключительно для нее и на нее. Он посвящен ей, роковой женщине, ради которой Всеволод Эмильевич в 1922 году оставил жену и трое детей.
Нужно было обладать большой смелостью, чтобы во время поголовных сталинских репрессий простую буржуазную мелодраму сделать песней своей любви. Партнером Зинаиды Райх был Михаил Царев. Прекрасный актер, впоследствии народный артист Советского Союза, Главный режиссер Малого театра, он в сравнении с Райх был простоват. Ему не хватало элегантности, естественной раскованности истинного аристократа.

Всеволод Эмильевич Мейерхольд

Мелодраму Мейерхольд подал как трагедию — сухо и сдержанно, мизансцены были выстроены лаконично и изящно. В этой постановке он не ставил экспериментов. Режиссер развил в спектакле тему вечной женственности, напрямую связав ее с темой красоты, на протяжении всего спектакля предлагая зрителю любоваться и обстановкой, и вещами, и костюмами, и мизансценами, и красками. В спектакле отсутствовал даже намек на какую-либо идеологию или социальную значимость. Зрители приходили посочувствовать просто личной трагедии человека, женщины. Люди, истосковавшись по истинным чувствам, стремились увидеть то, что так быстро исчезало со всех советских сцен того времени.

Но... постановка не нравится Сталину. А это — приговор. Пресса клеймит режиссёра жуткими рецензиями, коллеги злорадствуют. Райх не выдерживает травли на мужа и пишет страшноправдивое письмо «отцу народов», где обвиняет Сталина в том, что он мало что понимает в театральном искусстве. Такая дерзкая выходка не могла обойтись без последствий. Театр закрывают.

20 июня 1939 года в Ленинграде Мейерхольда арестуют. В это же самое время в его московской квартире идёт обыск. В протоколе обыска сохранена жалоба 3инаиды Райх — актриса протестует против методов НКВД. Менее чем через месяц Райх убили. Кто — не установлено.

Мейерхольд написал из Лубянской тюрьмы Молотову: «Вот моя исповедь, краткая, как полагается за секунду до смерти. Я никогда не был шпионом. Я никогда не входил ни в одну из троцкистских организаций (я вместе с партией проклял Иуду Троцкого). Я никогда не занимался контрреволюционной деятельностью... Меня здесь били — больного шестидесятилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновым жгутом били по пяткам и по спине, когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам (сверху, с большой силой) и по местам от колен до верхних частей ног.

И в следующие дни, когда эти места ног были залиты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-синим-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли). Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты». 

После практически месяца допросов и пыток Мейерхольд подписывает показания против самого себя. Его обвиняют в том, что он — агент, участвующий в антисоветской работе.

В обвинительном заключении звучит: «В 1934-1935 гг. Мейерхольд был привлечен к шпионской работе. Являясь агентом английской и японской разведок, вел активную шпионскую работу, направленную против СССР. Обвиняется в том, что является кадровым троцкистом, активным участником троцкистской организации, действовавшей среди работников искусства».

2 февраля 1940 года Мейерхольда расстреляли.

В 1955 году Верховным судом СССР гения режиссуры Мейерхольда посмертно реабилитировали.

2. Осип Эмильевич Мандельштам (1891 -  1938) - советский поэт, принявший революцию, но отказывашийся играть по правилам советского режима и ограничивать себя в творчестве. Мандельштам как и многие другие деятели культуры осознавал масштаб катастрофы, происходившей в 1930-е годы, но в отличие от других, не боялся высказывать свои мысли и свой "протест". За таким пылким, смелым, где-то безрассудным, но свободным нравом, по пятам шла беда, которая не могла в итоге не настичь творца, который не прятался, а наоборот, старался максимально показать себя, бросая тем самым новые вызовы судьбе.

В 1933 году Мандельштам написал эпиграмму с резкой критикой Иосифа Сталина: 
"Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина
И широкая грудь осетина."

Осип Эмильевич Мандельштам

Это стихотворение Осип читал всем знакомы, кто встречался ему на пути. Борис Пастернак, услышав подобные строчки о Сталине, заявил: "Вы это стихотворение мне не читали, а я ничего не слышал. Этот акт политического самоубийства я поддерживать не намерен."
В конечном итоге, один из услышавших эпиграмму на "вождя народов" написал донос на Осипа Мандельштама, по котором поэта арестовали и отправили в ссылку на 5 лет.

27 декабря 1938 года в пересыльном лагере, сильно захворав от бесчеловечных условий содержания в конечном итоге умирает Осип Эмильевич Мандельштам.

Лишь в 1987 году Осипа Мандельштама посмертно реабилитируют за отсутствием состава преступления.

3. Александр Давыдович Древин (1889 - 1938) латышский художник, в последствии вместе с семьей эмигрировашвий в Москву. В 1917 году принял революцию, но к политической борьбе относился с некоторым скепсисом и лёгким равнодушиев. Членгс партии не был, больше концентрировался на собственном развитии в сфере изобразительного искусства.
Главной вехой творчества Древина стали творческие командировки по территории СССР во второй половине 1920-х и в первой половине 1930-х годов 
Первая из них, в труднодоступные глухие районы Урала на реке Чусовой, внесла в живопись Древина новые, эпические мотивы, заметно отличающиеся от лирической подмосковной серии предшествующих лет: его пейзажи «становятся всё более панорамными, в них больше неба, далей, они написаны мощно, красочный слой ложится плотной корпусной массой». Работы уральского цикла экспонировались, совместно с Удальцовой, на их персональной выставке в Русском музее в 1928 г. Ещё большим творческим продвижением мастера стали поездки на Алтай, где красочная природа, большие пространства и, в особенности, «необыкновенная сила света» изменили его живопись.

«В уральских пейзажах были восходы, закаты, сумерки, были солнечные и ненастные дни — здесь же все приметы времени дня отодвинуты, отошли на второй план, как нечто эфемерное, преходящее. Изменилось и отношение к пространству — оно трактуется всё более условно, вместо линейной начинает доминировать цветовая перспектива… Художник отказывается от диктата реальной окраски предмета, подчиняя цветовой строй закону гармонии, строго “отсеивая” цвета, останавливаясь на вариациях одного, двух, трёх… Здесь нет трепетной зелени листвы, небо может быть и синим, и золотисто-охристым, багрово-пепельным, фиолетовым, граница между землёй и небом то зыбка и призрачна, то, напротив, подчёркнуто резка, и небо замыкает горизонт, словно сплошная стена».

Древин Рудольф-Александр Давидович

Древин продолжал преподавать и активно занимался общественной художественной жизнью: в 1927—1928 гг. был членом-учредителем и экспонентом выставок Общества московских художников., в 1931 г. вошёл в состав участников выставки «Тринадцать». Но в 1930 г. последовало закрытие Вхутемаса-Вхутеина, что отстранило Древина от преподавания и ухудшило материальное положение его семьи (по воспоминаниям Б. Ф. Рыбченкова, одного из учеников Древина, в квартире художника «мебели, кроме рабочей — обеденного стола и двух-трех стареньких стульев, не было никакой. Зато бросались в глаза два казённых, еще из Училища живописи, выдавших виды мольберта». Трапеза также обычно была «скудной»). А в 1932 г. в СССР были распущены все художественные общества и объединения, в искусстве стали господствовать принципы социалистического реализма, и моральная атмосфера стала угнетающей для тех, кто даже отчасти не разделял эти принципы. В 1933 г. ряд картин Древина были сняты с экспозиции московской выставки «Художники РСФСР за XV лет», выходит статья О. Бескина «Формализм в живописи» с резкими нападками на творчество Древина. 10 марта 1936 г. в связи с публикацией в газете «Правда» статей «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь» проходило заседание Московского областного союза советских художников, посвященное борьбе против «формализма» и «натурализма». Одним из главных предметов критики коллег стали работы А. Древина, среди которых картины "Спуск на парашюте", "Барка", "Обнажённая", "Пейзаж с белым домом", "Розовый куст" и другие.

В середине 1930-х, когда творчество Древина стало подвергаться особо острым нападкам, Латышское культурно-просветительное общество «Прометей» заключило с ним несколько договоров и оказывало ему материальную поддержку(к 1938-му г. долги Древина Всероссийскому кооперативу художников и обществу «Прометей» составил около 11 тысяч рублей). Участие в деятельности общества «Прометей», многие члены которого подверглись репрессиям, привело и к расправе над Александром Древиным: 17 января 1938 года художник был арестован и после непродолжительного расследования приговорен к высшей мере наказания «за контрреволюционную деятельность». Приговор был приведен в исполнение 26 февраля 1938 года на Бутовском полигоне.

Реабилитирован 30 октября 1957 года.