Сохранено 2586007 имен
Поддержать проект

Сленг палачей

 

Чекистский лексикон сложился быстро и постоянно пополнялся. Язык чекистов – это язык эвфемизмов, фиговых листков жестокости и крайнего цинизма. Жаргон скрывал многие тайны и именовал расстрел «осуждением по первой категории», избиение арестованного – «допросом третьей степени», массовый арест (а подчас и расстрел) – «спецоперацией». Чекисты очень любили приставку «спец»: спецотдел, спецагент, спецосведомитель, спецпоручение, спецсообщение, спецдело, спецхран. Их жаргон был разнообразен и подчас вбирал распространённые официальные термины – вроде «соцзаказа», этим до предельной степени обнажая их сущность. Бросается в глаза исключительный цинизм многих терминов: расстрел именовался «свадьбой» (т. е. венчанием со смертью), казнённые – «черепками», рядовые члены «контрреволюционной организации» – «низовкой», подставные свидетели – «стульями», внутрикамерные агенты – «клоунами», следователи – «колунами» или «забойщиками», фабрикации крупных дел в ответ на пожелание верхов – «соцзаказом».

Часть чекистских терминов уходила в народ («зэк», «расколоть», «сексот»), большая – оставалась достоянием среды, их породившей. При этом словечко «сексот», уйдя в народ, вместе с тем со временем вышло из чекистского обихода. Было, напротив, и принятие чекистским сообществом народных (причём с выраженной негативной окраской) терминов – «чёрный ворон», например. Слово из народа, обозначавшее автомобиль для перевозки арестантов, укоренилось в провинциальном чекистском обиходе уже к середине 30-х годов. Так, работники Томского оперсектора ОГПУ в 1934 г. докладывали, что «машина для возки арестованных собрана из разных частей, приспособлена под “Ворон”». В 1938 г. в одном из протоколов оказался зафиксирован такой вопрос новосибирских следователей к арестованному: «…Вас перевозили в закрытой автомашине “Чёрный ворон” из ДПЗ в Особый корпус тюрьмы?..».

Для сокрытия сущности советской тайной полиции применялось нарочитое смягчение терминологии: «разведка» вместо «карательные органы», «высылка в лагерь» вместо «заключение в лагерь». Очень любил применять по отношению ОГПУ-НКВД термин «советская разведка» Сталин, что было подхвачено печатью. В собственной же среде чекисты именовали родное ведомство просто «органами». Что касается неточного термина «сослан в лагерь», то он очень распространён среди исследователей-иностранцев и мемуаристов русского зарубежья. Впрочем, в директиве Ежова от 3 июля 1937 г. о подлежавших осуждению по «второй категории» и заключавшихся в концлагеря, говорилось как о враждебных элементах, подлежавших «высылке в районы по указанию НКВД СССР». Характерно, что о лицах, подлежавших заключению в концлагеря, правители СССР нередко говорили как о высланных. В середине 30-х годов из печати исчез термин «концлагерь» применительно к советской системе ИТЛ.

В 1937 г. террор несколько изменил речь следователей. Новосибирский чекист С. С. Корпулев в письме в ЦК ВКП (б) писал: «Не случайно в лексиконе начальников отделов появилось такое выражение: “В этот протокол надо добавить пару бомбёжек, кусочек террорка, добавить повстанчество, привести несколько фактов диверсий – тогда он будет полноценным”. Начальник Особого отдела УНКВД НСО П. Ф. Коломийц в декабре 1937 г. в письме Ежову сообщал, что у особистов появился новый речевой оборот: не «преступник сознался», а «подписал протокол».

В телеграфной переписке чекисты использовали кодированный язык: например, заключённых именовали «бланками», а сведения о расстрелах маскировались фразами о «забое скота». Например, начальник КРО УНКВД по Иркутской области А. Н. Троицкий в марте 1938 г. писал своему помощнику Б. П. Кульвецу в Бодайбо о массовых арестах так: «Развёртывайте закупки по всем линиям шире». На это Кульвец рапортовал: «Закуплено 900 голов скота. Забито на мясо 280 дел. Скот продолжает с мест прибывать. Очевидно, ближайшие 3–4 дня будет тысяча с лишним голов. Следовательно, до 10 марта произвести забой закупленного скота не успею». Отвечая, Троицкий уже не шифровался: «Вам послали приговора по тройке на 326 человек по первой категории, проводите их в жизнь – вот вам некоторая разгрузка». При телефонных переговорах руководящие работники сибирских управлений НКВД, говоря об арестах и пр., также использовали условные выражения.

Полезно привести небольшой словарик специфических терминов и выражений, характерных для чекистской речи 30-х годов. В ряде случаев указано, в каких регионах СССР они употреблялись.

Агентурная разработка (агразработка) – мероприятия по агентурному освещению подозрительного человека или группы лиц.

Агдело – агентурное дело, заведённое на организацию подозрительных лиц.

Агисточник – агент.

Агентурист – специалист по вербовкам агентуры и работе с ней.

Альбом – подшитые в один том справки на лиц, подлежавших в 1937–1938 гг. заочному осуждению Комиссией НКВД и Прокурора СССР.

Античекистские методы – допросы с использованием недозволенных средств, а также какие-либо явно провокационные оперативные мероприятия.

Вербовочные мероприятия – комплекс действий, связанных с изучением потенциального источника и подготовкой его вербовки.

Внутренник – внутрикамерный агент (см. «наседка», «клоун»).

Ворон, чёрный ворон – автомобиль для перевозки арестованных.

Выстойка (стойка) – распространённейший способ физического воздействия, выражавшийся в запрещении стоящему арестованному менять позу.

Высидка – принуждение сидеть в неестественной позе (Новосибирск).

Выходы – показания, дававшие возможность арестовывать новых лиц.

Гады – популярное с 20-х годов в Сибири ругательство, которым характеризовали врагов советской власти; пришло в чекистскую среду из лексики партизан и красноармейцев.

Дело-формуляр – досье на какое-либо лицо, в котором накапливались компрометирующие материалы, в т. ч. полученные агентурным путём или перлюстрацией.

Допрос «на яме» – допрос на месте расстрела, где арестованного с целью сломать вынуждали наблюдать массовые казни осуждённых (Ашхабад).

Допрос «третьей степени» – допрос с пристрастием, т. е. с применением физического воздействия (Новосибирск).

Допросить «с нашатырным спиртом» – избить до потери сознания (Челябинск).

Заагентурить – завербовать.

Забойщики – следователи, специализировавшиеся на избиении арестованных с целью получения признательных показаний.

Закрыть осведомлением – полностью «обставить агентурой» объект, лицо или группу лиц.

Зэк, зэка – заключённый (от аббревиатуры термина начала 30-х годов: «заключённый каналоармеец»).

Изъять – арестовать.

Инонационал – представитель «враждебной» национальности, относящийся к титульной нации тех стран, которые считались враждебными СССР (поляк, немец, австриец, латыш, эстонец, литовец, грек, венгр, финн, иранец, китаец).

Использование «втёмную» – использование чекистами агента или какого-либо другого лица в оперативных целях без ведома последнего (Новосибирск).

Источник – осведомитель, агент.

Клоун – внутрикамерный агент (Якутия).

Колоть арестованного – добиваться признания.

Колуны, колольщики (Москва), смертельные колуны (Новосибирск) – следователи (иногда – внутрикамерные агенты), способные быстро заставить дать признательные показания (см. «забойщики»).

Комбинатор – следователь-фальсификатор (ЗСК).

Конвейер – беспрерывный, нередко многосуточный допрос.

Конспиративная (явочная) квартира, явка – помещение, используемое оперработниками для тайных встреч с агентурой.

Конспиративный (он же нештатный, секретный) сотрудник – негласный работник органов госбезопасности.

Контрик – контрреволюционер.

Конференция – издевательское наименование арестованных, собранных в одном помещении для конвейерного допроса (Ашхабад).

Крокист – работник Отдела контрразведки (КРО) ОГПУ-НКВД.

Куст – наименование группы районов либо группы негласных агентов в данной местности.

Лагерная пыль – презрительное обозначение заключённых в чекистской среде (популярная угроза: «сотру в лагерную пыль»).

Ликвидация – тайное убийство.

Ликвидация разработки – арест лиц, проходящих по агентурному делу.

Линейники – жертвы «линейных операций» (массовых арестов лиц преимущественно нерусской национальности) с лета 1937 по осень 1938 г.

Липачество, липование – фабрикация следственных материалов.

Литерное дело – дело, связанное с осуществлением тайного убийства.

Маршрутник – опытный агент, знакомящийся с оперативной обстановкой и выполняющий оперзадания (вербовки, проверка состояния агентурной сети и пр.) во время конспиративного путешествия по конкретному маршруту.

Массовые операции – чекистский термин для обозначения наиболее крупных репрессивных кампаний, жертвы которых в основном подлежали осуждению внесудебными органами.

Монголисты – русские эмигранты, высланные из МНР в СССР в первой половине 30-х годов.

Монтаж – фабрикация сводного протокола допроса из разновременных показаний (Барнаул).

Мотать – жёстко и долго допрашивать арестованного, изнуряя его (Красноярск).

Наружное наблюдение («наружка») – тайная слежка за подозрительным лицом (лицами).

Наседка – внутрикамерный агент (см. «внутренник»).

Нацмен – представитель какого-либо национального меньшинства.

Низовая повстанческая периферия, низовка – масса рядовых участников крупной «контрреволюционной организации» (Украина, Сибирь).

Обставить агентурой – внедрить осведомителей в окружение интересующего лица.

Окраска организации – отнесение группы арестованных к определённой разновидности преступной работы: шпионской, повстанческой,вредительской, троцкистской, националистической и пр.

Опер – оперативный уполномоченный.

Оперативное обслуживание – чекистская работа на каком-либо объекте, связанная с агентурным осведомлением о его работниках.

Оперативные позиции – наличие агентуры на интересующем чекистов направлении.

Операция – многозначный термин для разных видов чекистской работы (арестов, облав, выселений и пр.); в годы террора использовался в т. ч. для секретного обозначения массовых расстрелов.

Оперировать – арестовать.

Оперсектор – подчинённая региональному управлению ОГПУ-НКВД-НКГБ-МГБ крупная территориальная структура, включающая достаточно крупный город и примыкающие 10–15 районов; обычно именовался по названию города, в котором размещался аппарат оперативного сектора.

Осведом, освед – осведомитель.

Особист – сотрудник системы особых отделов (военной контрразведки).

Особоучётник – чекист запаса.

Осуждение по второй категории – приговор к лишению свободы на 10 лет.

Осуждение по первой категории – приговор к высшей мере наказания.

Осуждение по третьей категории – приговор к лишению свободы на срок от 5 до 8 лет.

Оформить дело – формально означало расследовать какое-либо дело, но на деле – максимально быстро сфабриковать.

Писарь – следователь, активно сочинявший протоколы допросов в отсутствие арестованного (Барнаул).

Повяцкий, повячка – относящийся к «Польской организации войсковой» (ПОВ).

Подвести агента (к объекту слежки) – внедрить агента в окружение интересующего чекистов лица или группы лиц.

Подозрительный по шпионажу – лицо, подозревающееся в шпионской деятельности.

Подсадка – внедрение в камеру агента-«наседки» под видом обычного арестованного.

Подсидка – охрана и пресечение попыток находящегося на «конвейере» арестованного уснуть чекистом-стажёром во время отдыха основного следователя (Новосибирск).

Политконтролёр – работник цензуры.

Польперебежчики – поляки, нелегально перешедшие советскую границу и расселённые в отдалённых местностях СССР.

Прослушка – прослушивание телефонных разговоров и помещений.

Противопобеговая агентура – осведомительная сеть в концлагерях и спецпосёлках, предназначенная для осведомления о заключённых и ссыльных, планирующих бежать или уже бежавших из мест заключения и поселения.

Работа в поле – оперативная разведка за рубежом, связанная с наводками и вербовками агентуры, закладкой тайников, конспиративными встречами, обнаружением наблюдения и уходом от него.

Разведчик – работник службы наружного наблюдения.

Разложившийся арестованный – заключённый, отказавшийся от показаний (Новосибирск).

Разоружиться – дать признательные показания.

Разрабатывать – вести агентурное наблюдение за конкретным человеком или группой лиц.

Резидент (в контрразведке) – куратор группы агентуры в учреждении, предприятии или на определённой территории (районный резидент, кустовой резидент).

Ровсовец – член организации Русского общевоинского союза (РОВС).

Свадьба – расстрел (Кузбасс, Белоруссия).

Связи – знакомые человека, за которым ведётся агентурное наблюдение.

Сексот – секретный сотрудник (осведомитель, агент, резидент); в 20-е годы слово использовалось официально и довольно широко, позднее исчезло из казённого употребления и вошло в общий лексический фонд как ругательство.

Следственник – чекист, показавший себя как умелый следователь.

Следственный заключённый – подследственный.

Снять – секретно арестовать.

Снять организацию – арестовать фигурантов агентурной разработки.

Сознание арестованного – признание.

Социальный заказ, соцзаказ (выражение, с начала 30-х ходившее в среде руководящих работников полпредства ОГПУ Запсибкрая, в 1937 г. также имело хождение в центральном аппарате НКВД СССР) – очень точное и прямое по смыслу своему высказывание, характеризующее необходимость срочной фабрикации какого-то крупного политического дела с целью быстрого отчёта перед вышестоящими инстанциями.

Спецоперация – обычно массовый арест (в годы «Большого террора» – также и расстрел).

Спецпереселенец – сосланный «раскулаченный» крестьянин.

Спецподсудности дела – уголовные дела по ст. 58 УК РСФСР.

Спецпоселенец – сосланный представитель «враждебной национальности».

Спецсообщение – обычно информация из ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ в органы власти.

Списочный учёт – первичный учёт лиц, на которых поступило какое-то компрометирующее сообщение (обычно одно).

Спошники – работники Секретно-политического отдела (СПО) ОГПУ-НКВД.

Спустить в подвал – расстрелять (Ульяновск).

Срочный заключённый – осуждённый.

Срывательская группировка – саботажническая.

Стулья – подставные свидетели (Новосибирская область).

Топорцы – работники Торгово-производственного отдела (ТПО) ОГПУ- НКВД.

Трудпоселенец – высланный из центральных районов страны на поселение «социально-вредный элемент».

Тэкапист – член «Трудовой крестьянской партии» (ТКП).

Тюрзак – тюремное заключение.

Убывшие по первой категории – расстрелянные.

Угробить – скомпрометировать доносами чекиста-коллегу, добившись его увольнения или ареста (Сибирь, Украина).

Учётники – лица, стоящие на чекистском учёте как представляющие потенциальную угрозу.

Фигурант – лицо, проходящее по следственному или агентурному делу.

Формулярный учёт – картотека лиц, на которых имеется дело-формуляр (досье).

Харбинцы – лица, обслуживавшие в Маньчжурии Китайско-Восточную железную дорогу (КВЖД) и вернувшиеся в СССР после её продажи в 1935 г.

Хищническая группировка – организация, занимавшаяся хищениями социалистической собственности.

Центр – центральный аппарат ГПУ-НКВД.

Черепок – голова (о расстрелянном).

Шапка – чекистское название окраски конкретной «контрреволюционной организации» (кулацкая, шпионско-диверсионная, троцкистская, националистическая и пр.).

Источник: Тепляков А.Г. Машина террора: ОГПУ-НКВД Сибири в 1929–1941 гг.