Ни для кого не секрет, что в советскую эпоху репрессиями и цензурой был нанесен огромный урон русской культуре и в частности её представителям. Многие знают трагические истории жизни Мандельштама, Гумилёва, Солженицына, Хармса и других поэтов и писателей. Но мало кто помнит об Андрее Платоновиче Платонове, который в своих произведениях филигранно оголял всю сущность советского режима, но при этом не нашёл в себе сил лично бороться со Сталиным и его приспешниками, из-за чего был вынужден пойти на сделку со злом.
Биография Андрея Платоновича наполнена разными противоречивыми событиями. До 1917 года он работал сначала слесарем, затем литейщиком и вообще был далёк от политики. Но Октябрьская революция всё же усилила интерес Платонова к происходящему в родной стране. Приход к власти большевиков будущий писатель воспринял легко и по-началу был даже воодушевлен. Во время гражданской войны он отправился на фронт, воевал на стороне красных, а затем стал военным корреспондентом. Очевидный писательский талант вскоре трансформировался в создание художественных произведений, первыми из которых стали повесть "Электрификация", а также книга стихов "Голубая глубина".
В раннем творчестве Платонов отражал свою искреннюю веру в революцию и необходимость искоренения "буржуазного элемента". Однако со временем, когда чересчур очевидны стали перегибы советской власти во время проведения коллективизации, когда гайки закрутили в три раза жестче, а надежды на "прекрасное светлое будущее" стали таять, у Андрея Платоновича появилось разочарование в результатах прихода к власти большевиков.
Здесь начался слом. Платонов превратился из "певца революции" в самостоятельного творца, который осознал разительное отличие лозунгов, спускаемых сверху, от серой действительности простых советских граждан. И именно эту действительность с помощью тонкой мрачной иронии и запоминающихся художественных образов он стал отображать в своих новых произведениях. Здесь автор встаёт на самостоятельный, свободный, а значит и опасный путь. В 1927 году Платонов пишет повесть "Город Градов" в которой, несомненно, возникает сравнение с "Историей одного города" Салтыкова-Щедрина: Бюрократизм, самодурство чиновников, бесчеловечность государственного аппарата: "Градовский летописец восхищен тем, что времени у человека для личной жизни не осталось. Государство стало душой."
Из речи Шмакова на юбилее начальника Бормотова цензура многие годы вычеркивала слова: «Стало быть, к примеру, я есть заместитель революционера и хозяина!.. Все замещено, все стало подложным!.. Воевал пролетарий, а победил чиновник!» Платонов был одним из немногих, кто пытался предупредить общество о том, что в стране формируется многочисленный класс профессиональной номенклатуры, которой принадлежит реальная власть.
"Настанет время, когда за элементарную ныне порядочность, за простейшую доброту - люди будут объявляться величайшими сердцами, гениями и т.п., настолько можно пробюрократить, закомбинировать, зажульничать, замучить обыденную жизнь".
Самая известная повесть Платонова "Котлован", написанная в 1930 году рассказывает читателю о винтике системы, простом рабочем Вощеве, который слишком много думал и размышлял, вместо того, чтобы бездумно работать и выполнять план, за что был выгнан с производства. После чего винтик попал на другое, более значительное производство - строительство грандиозного общего пролетарского дома, для постройки которого необходимо было вырыть котлован. Правда, в финале, этот котлован, который должен был стать столпом "всеобщего счастья" становится могилой для маленькой девочки, что олицетворяет идею Достоевского: "ни одна идея не стоит и слезинки ребёнка."
Также, в произведении есть множество отсылок на то, как именно проводилась коллективизация. Персонажи Козлов и Сафронов оказываются убиты жителями одной деревни, потому что пытались навязать им вступление в колхоз. В 30-е годы жители деревень и сел часто сопротивлялись коллективизации, из-за чего она приобрела принудительный , насильственный характер.
Платонов ненавидит бюрократов, они для него вместо буржуазии первые враги. Но в 30-е годы заявлять об этом открыто - сродни самоубийству, и без последствий такие "выходки" обойтись не могли. Писателя стали травить коллеги, критики писать разгромные статьи. Карьера Андрея Платоновича вошла в зону турбулентности. Начались проблемы с печатью произведений, а значит и с материальным положением автора.
Находясь в глубокой депрессии, Платонов в 1931 году пишет повесть «Впрок», которую опубликовал Александр Фадеев, редактор журнала «Красная новь». Затронув болезненные вопросы первой пятилетки в жанре сатиры, писатель не дал на них однозначных ответов.
Повесть резко критикует сам Сталин. В редакцию Красной нови» Сталин отправил письмо, где охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения». Сталин требует наказать автора и издателя в постскриптуме: «Надо бы наказать и автора и головотяпов [напечатавших повесть] так, чтобы наказание пошло им „впрок“»
Фадеев, дабы снискать милость вождя, пишет в «Известиях» разгромную статью «Об одной кулацкой хронике». Во множестве литературных изданиях продолжают клепать статьи, в которых писателя называют «классовым врагом» и «литературным подкулачником».
Сложившаяся ситуация вынуждает Платонова прибегнуть к крайним мерам — 8 июня 1931 года он пишет покаянное письмо лично Сталину с заверением, что ошибку он осознал: «…Перечитав свою повесть, я многое передумал; я заметил в ней то, что было в период работы незаметно для меня самого и явно для всякого пролетарского человека — дух иронии, двусмысленности, ложной стилистики… Зная, что вы стоите во главе этой политики, что в ней, в политике партии, заключена забота о миллионах, я оставляю в стороне всякую заботу о своей личности и стараюсь найти способ, каким можно уменьшить вред от опубликования повести „Впрок“».
Совершенно очевиден тот выбор, перед которым поставила Андрея Платонова сталинская эпоха - "либо ты приползаешь на колени и играешь по нашим правилам, либо гнить тебе, как писателю и как человеку." Неизвестны все детали жизненного положения, в котором находился в тот период Андрей Платонович. Понятно лишь то, что человек, отчаявшийся, напуганный и почти не имеющий средств к существования может пойти лишь на крайние меры - или как Мандельштам, на плаху, или примяком к дьяволу, дабы заключить с ним сделку и выиграть себе возможность нормально творить и существовать.
В конечном итоге Сталин "с барского плеча" даёт Платонову второй шанс и отдаёт писателя на "перевоспитание" Максиму Горькому, верному стороннику советской власти. Покаяние Платонова продолжалось и 26 октября вождь пришёл на квартиру Горького, дабы встретиться с ведущими литературными авторами. Первым делом вождь поинтересовался: «А Платонов здесь есть?»
В 1934 году Платонова благодаря поддержке Горького включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии: это было очередной знак доверия.
Платонов вступает во всё более близкие отношения с режимом. Он начинает в буквальном смысле зависеть от него, что означает быть готовым на совершение разного рода гнустостей, если это потребуется. Однажды, в январе 1937 года, во время судебного процесса над так называемым «параллельным троцкистским центром», ещё до вынесения приговора, А. П. Платонов опубликовал в «Литературной газете» статью в которой безжалостно обосновывал необходимость смертного приговора для политических заключенных:
"Жизнь рабочего человека в Советском Союзе священна, и кто её умерщвляет, тому больше не придётся дышать. Могли ли мы, литераторы, в наших книгах предугадать появление или просто разглядеть столь «запакованных» злодеев, как троцкисты? Да, могли, потому что уже довольно давно И. В. Сталин определил их, как передовой отряд контрреволюционной буржуазии. Короче говоря, нам нужна большая антифашистская литература, как оборонное вооружение."
Непонятно, что испытывал Андрей Платонов в этот момент, так радеющий за любовь к человеку в своих произведениях.
Довлатов писал, что "порядочный человек это тот, кто совершает гадости без удовольствия." В воспоминаниях не нашлось информации о том, насколько искренне Платонов стал соучастником преступлений советской власти. Судя по предшествующим событиям - это была лишь вынужденная выслуга перед людьми, от которых он стал напрямую зависеть. Но за несколько лет такой выслуги необходимо было бы постоянно заглушать внутренний голос совести, и кто знает, может ли этот голос со временем замолчать навсегда и свыкнуться с происходящими бесчинствами.
Можно ли судить о истинных чувствах и мотивах автора, читая между строк его произведения? Оставим этот вопрос филологам. Но если это так, то с уверенностью можно сказать, что Андрей Платонов, внутренее добрый, талантливый и сострадающий человек заглушил в себе все человечное, дабы сохранить себя и стал играть эту неприятную ему самому роль приспешника зла.
В мае 1938 года арестован пятнадцатилетний сын писателя, Платон. Поводом для ареста, по одной из версий, стало юношеское баловство. Платон вместе с приятелем написал письмо немецкому журналисту, жившему по соседству в одном доме, с предложением купить важную «информацию». По другой версии, его арестовали по доносу соученика по классу (они оба были влюблены в одну девушку). Органы НКВД среагировали быстро, воспользовавшись неожиданным компроматом на Андрея Платонова. В сентябре 1938 года Платон Платонов был осуждён и приговорён к десяти годам исправительно-трудовых лагерей. Сын писателя был отправлен для отбывания наказания в Норильлаг. Чтобы вызволить сына из тюрьмы, Платонов писал письма Сталину, наркому внутренних дел Николаю Ежову и его заместителю Михаилу Фриновскому, прокурору СССР Михаилу Панкратьеву и председателю Верховного суда СССР Ивану Голякову.
В октябре 1940 года сын вернулся из заключения после хлопот друзей Платонова и благодаря содействию Михаила Шолохова, который активно сотрудничал с советской властью и подписывал письма с нападками на Солженицына и Сахарова.
Но судьба сказала своё, сын Платонова уже был неизлечимо болен туберкулезом. Летом 1942 года удалось устроить Платона в санаторий, но лечение не помогло. В январе 1943 года сын писателя умер.
Во время Второй Мировой войны Платонов взялся за привычное для себя дело - стал военным корреспондентом. Судя по письмам и воспоминаниям, во время боевых действий писатель не один раз проявлял мужество и героизм, чем внёс собственный вклад в победу над нацистами. Андрею Платоновичу наконец выдалась возможность побороться с земным злом - и он не преминул воспользоваться этим шансом, храбро идя на дело, не жалея себя. Платонов по ходу войны был награжден двумя медалями - "За оборону Москвы" и «За победу над Германией».
После войны у Платонова оказалось сильно подорвано здоровье. Свои последние годы он провёл, постоянно хворая, в постели.
5 января 1951 года писатель умер от туберкулёза.
В провластной «Литературной газете» после его смерти был опубликован некролог, завершающийся словами прощания: «Андрей Платонов был кровно связан с советским народом. Ему посвятил он силы своего сердца, ему отдал свой талант»
История Андрея Платонова - очень сложная, многогранная, и поэтому очень жизненная. Это был человек, который желал своему народу добра и радовал его своими произведениями. Человек, который всего навсего хотел творить и честно зарабатывать себе на жизнь. Единственное, в чём он был "виноват", так это в том, что в моменте предался разочарованию от советской власти. Тоталитарный режим Сталина такого простить не мог, и поэтому, сначала почти довёл писателя до ручки, а затем уже заставил его сотрудничать и влиться в эту адскую систему. Судьба человека оказалась в тисках. Быть может, кто-то осудит Платонова и скажет, что надо твёрдо стоять до конца и прямо смотреть в глаза дьяволу - как это делал Мандельштам, Бродский или Солженицын. Но не у каждого человека, а тем более творческого, есть этот внутренний стержень. И, наверное, быть не обязан.
Что известно точно, так это то, что любое государство должно быть человечным и не заставлять своих граждан заключать сделок с совестью, а наоборот, дать возможность талантам просто и честно реализовывать себя, принося пользу своей стране и своим людям.