Воинов Виталий Андреевич
- Фотокартотека
- От родных
1. Неверно напечатана фамилия, правильно ВоИнов Виталий Андреевич 1885 г.р., а не ВоЙнов.
2. Выписка из семейной летописи: Воинов очень древняя фамилия северо-западного происхождения. Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Воинов происходит из центральных областей древнерусского государства и входит в число старинных русских фамилий, первые упоминания о которых относятся к XVII веку. В XVII-XIX вв. в российских духовных училищах и семинариях ученики, ранее не имевшие фамилий, получали их распоряжением руководства училищ. Нередка была и фамилия Воинов, которую присваивали ученикам в честь святого Иоанна Воина, что и зафиксировано в исследованиях Добролюбова "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии". Поэтому фамилия Воинов часто встречается среди священнослужителей и монашествующих.
Вот такое наследие досталась нашему деду – уроженцу ст.Раздорская Воинову Виталию Андреевичу, 28.04.1885 года рождения (крещен 30.04.1885 г., умер – 14.03.1935 г.). Его родители: Отец – Андрей Сергеев Воинов и мать – Мария Григорьева Воинова были мешанами г.Камышин, Саратовской губернии, но в 1880 г. переехали в ст.Раздорскую на Медведице Усть-Медведицкого округа области Войска Донского, где и родились все их дети. Наш Прадед Андрей Воинов в последующем стал священнослужителем (Ф.338. оп.49.Д.9,л26 ГУ ГАВО). О матушке Марии Григорьевне известно что она уроженка г.Камышин, Саратовской губернии; будучи уже замужем была крестной в станице Раздорской на Медведице у Якова Дербакова – 23/27.03.1879 г. и у Раисы Ефимовой – 7/10.04.1880 г. (ГУ ГАВО Ф.338,оп.49,д.3,с.18; д.4,с.19об. Метрическая книга Христорождественской церкви ст.Раздорская на Медведице, п.п. 33 и 44). Но, к сожалению, по состоянию на 20.04.2020 г. больше информации о них и их родителях – не удалось найти и поэтому поиск продолжается. В этой же метрической книге церкви на стр.6 найдена запись №21 от 30/31.01.1893 г. о рождении и крещении Марии Рогачевой, где в роли крестницы выступает сестра нашего деда – девица Воинова Зоя Андреевна, в то время мещанская дочь из г.Камышин, Саратовской губернии. (ГУ ГАВО ф.338,оп.49,д.18, с.05об.) Согласно Указу от Донской Духовной Консистории о внесении записи о рождении установлено о рождении в ст.Раздорская, в конце январе 1880 г. Зои Воиновой, родители которой камышинские мещане Андрей Сергеевич Воинов и Мария Григорьевна. Документ от 7 мая 1898г (Ф.338 Оп.49 стр.77а-77а об.) воспреемники не указаны, только родители (Ф.338 Оп.49, Д.4 стр.79об.). О других детях 2 поколения известно следующее: Воинов Антонин – родился 02(5 крещен).10.1882г Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева . Умер 20.03.1883 в 5 мес. от кори. ( Восприемники: Воронежской губернии, г.Павловска, слободы Воронцовки рядовой Сергей Владимиров Гомонов и Усть-Хоперской станицы казачья жена Матрона Григорьева Малахова (Ф.338, Оп.49, Д.6, стр. 60об-61 №127 Ф.338, Оп.49, Д.7 стр.162об-163 №88, Ф.338, Оп.49, Д.7 стр.162об-163 №88).
Воинов Антонин Андреевич – родился 02 (9 крещен).10.1883 Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева, Восприемники: учитель Михаил Семенов Попов и казачья жена Марфа Васильева Астахова (Ф.338, Оп.49, Д.7, стр.82об-83 № 172).
Воинова Лидия Андреевна 8 (10 крещена).03.1888. Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева. Восприемники: Дубовский мещанский сын Николай (отчество невозможно прочитать, т.к. оно испорчено) Корякин и Камышинская мещанская дочь Зоя Андреев Воинова. (Ф.338, Оп.49, Д.12, стр. 11об-12 № 36).
Воинова Мария Андреевна – девица 12 (14 крещена).02.1893г. рождена в ст.Раздорская на Медведице Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева. Восприемники: Раздорского приходского училища учитель Николай Алексеев Скоморохов и священническая жена Елена Никифорова Тихонравова. (ГУ ГАВО Ф.338 Оп.49 Д.18 стр.11об-12, № 36, с.05об.; ГУ ГАРО Ф.226,оп.3, д.11606,л.91-91, Д 11745,л.93-94, Д.11669, л.41-41об.)
Воинов Рудольф Андреевич – 1895 г.р. студент Московского университета (есть фото 1935 г.)
3 поколение - Дети Воинова В.А.: 3.1. Воинова (Морозова) Мария Витальевна. (родилась 22.07.1916 умерла в Коми – 25.09.1997 г. ) 3.2. Воинова (Шишелова) Зинаида Витальевна (родилась 11.10.1917 г. на х.Кувшинов умерла в Коми - 16.04.1976 г. ) 3.3. Воинова (Кокшарова) Ираида Витальевна (родилась 11.10.1917 г. на х.Кувшинов умерла в Северодвинске – 15.01.1994 г. ) 3.4. Воинов Вадим Витальевич (родился 21.03.1929 г. на х.Кувшинов умер в Северодвинске - 04.03.1999 ) 3.5. Воинова Нина Витальевна (родилась октябрь 1930г. на х.Кувшинов умерла в Коми – март 1932 г. ) ВСЕ дети 3 поколения реабилитированы посмертно в 1993 г.
4 поколение - Внуки: Воинов Геннадий Вадимович. Родился 01.09.1949 г. в п.Горт-Ель, г.Печора, Коми АССР. Пенсионер, ветеран подводного флота России. Проживал в Северодвинске, Архангельской обл. Умер 25.02.2020 г. в г.Северодвинск. Жена – Александра Никандровна Щеколдина (06.05.1949 г.р.)
5 поколение - Правнуки: Воинов Павел Геннадиевич. Родился 27.03.1983 г. в Северодвинске. Проживает в г.Санкт-Петербург. Воинова (Савельева) Надежда Геннадиевна. Родилась 16.02.1972 г. в г.Северодвинск и живет там же.
Наш дед В.А.Воинов, закончив церковно-приходскую школу в ст.Раздорская выбрал путь священнослужителя и в 1896 г. поступил в Усть-Медведицкое духовное училище, (с 1933 г. город Серафимович) которое он успешно закончил 31.05.1901 г. (Донские епархиальные ведомости №№ 16-1897 г., 22-1899 г., 22-1901 г.). Послушникам училища читались следующие предметы: русский, латынь, греческий и славянский языки, русская гражданская история, география, арифметика, пространный катехизис, церковный устав, нотное пение, чистописание, гимнастика. В училище имелось высшее, среднее и низшее отделения с двухгодичным курсом обучения каждое. Приравнивалось к семилетке и готовило дьячков, низовых служителей церкви. По окончании духовного училища можно было поступить в духовную семинарию. В ожидании хорошего прихода Дед стал служить в церковно-приходской школе, преподавая церковное пение и Слово Божье. 28 мая 1904 г. Консистория Донской епархии предложила ему должность псаломщика в Успенской церкви в хуторе Кувшинов, Березовского благочиния, Даниловской волости. (Источник:Донские епархиальные ведомости № 17 -1904,с.283; Рябов С.И. Область Войска Донского. Усть-Медведицкий округ. Волгоград-2018, с.72). С 15 декабря 1901 г. Дед преподавал пение в местной церковно-приходской школе, где имел хорошие показатели и 23 января 1909 г. он был официально утвержден Законоучителем при церкви хутора Кувшинов. (Донские епархиальные ведомости № 4-1909,с.65). По итогам этой работы Дед был награжден медалью в память 25-летия церковно-приходских школ России. Дед был награжден также набедренником и наперсным серебряным крестом. (Архивная справка ГУ ГА Ростовской области от 13.08.2009 № 23-35.9/447. Фонд 226 Оп.3Д.11606 л.л.91-92. Д.11669 л.л.41-42. Д.11745 л.л.93-94 ). В мае 1909 г. Дед Воинов В.А. просит допустить его к экзамену на сан Диакона, но ему по неизвестным причинам было в этом отказано (Донские епархиальные ведомости № 14-1904,с.207). Но Дед не опустил рук и показал себя с новой стороны – строительства церквей, в результате чего был на общественных началах избран в строительный комитет благочиния (Донские епархиальные ведомости № 17 -1904,с.2836-1914 г., с 329). Его заметили и 9.11.1915 г. предложили сдать экзамен на сан диакона, который он успешно сдал и был 21 ноября 1915 г. рукоположен в диаконы Архангельской церкви слободы Михайловка, (Донские епархиальные ведомости №№ 46 и 49-1915 г.с.1029; Рябов С.И. Область Войска Донского. Усть-Медведицкий округ. Волгоград-2019., с.677) где он прослужил 2 года и после Октябрьской революции 1917 г. был рукоположен в сан священника и вернулся уже приходским священником в свою Успенскую церковь х.Кувшинов. (Сизенко А.Г. Церковный клир церквей Войска Донского. Ростов-на-Дону. 2018 г. с.652, 729).
В училище и за время службы Дед познакомился со священнослужителями Лавровыми. Судьба сведет в дальнейшем два сильных рода Лавровых и Воиновых в Успенской церкви хутора Кувшинов. Здесь с 1888 по 1890 г. служил священником, а в 1889 г.—1902 г. был председателем церковно-приходского попечительства при церкви х.Кувшинов Дед будущей жены В.Воинова – Лавров Алексей Яковлевич. ( Донские епархиальные ведомости № 19-1889,с.871), здесь проходил службу и один из его сыновей Петр Алексеевич Лавров в качестве псаломщика с 1892 по 94 г. А с 1894 г. при Успенской церкви х.Кувшинов был избран председателем церковно-приходского попечительского Совета, урядник Лавров Яков Алексеевич - отец будущей жены нашего деда. (Донские епархиальные ведомости №№ 11 -1892, 12-1894, с.с.428, 225). Поэтому наш Дед не мог не заметить симпатичную дочку Якова Лаврова.
С согласия родителей обеих сторон в 1914 г., в свои 29 лет, наш Дед Виталий был венчан в своей церкви с 17-летней Клавдией Лавровой и их брак был зарегистрирован. От этого брака у них родилось 4 девочки и 1 мальчик. (Ф.338.Оп.87.Д.23.л.41 ГУ «ГАВО»). Бабушка Клава стала заниматься руководством большого хозяйства и благотворительностью. К сожалению бабушка не получила полного высшего образования, но жизнь научила ее многому. (Примечание: Из личного дела Воинова В.А. № 15745 архива МВД Коми АССР – семья Войнова имела до революции 1917 г. усадьбу с дворовыми постройками, 30 десятин посева, 8 дес. – сенокос, 20 дес. Аренды земли, 2 десятины сада, 3 пары быков, 4 лошади, 5 коров, 4 барана, 3 свиньи, а также полный хозинвентарь, включая паровую и ветряную мельницу. (Ф.60, оп.7п, д.982, л.4. по материалам архивного дела № 15745 Архива МВД Коми АССР от 20.01.1950 г. Справка отделения спецфондов Информ.центра МВД Коми АССР от 21.04.93 г. № 2375-В).
Но в России шел революционный процесс сплошной коллективизации по уничтожению мозгов и хозяев земли. СНК СССР 24.01.1919 г. принял решение об уничтожении казачества на Дону. Закон 1929 г. "О ликвида¬ции кулачества, как класса, на основах сплошной коллективи¬зации" принес казакам еще большие издевательства, наси¬лия и гибель. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 30.01.1930 г. «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» предлагало ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков провести в течение ближайших четырех месяцев (февраль - май), исходя из приблизительного расчета - направить в концлагеря 60.000 и подвергнуть выселению в отдаленные районы - 150.000 кулаков; озаботиться принятием всех мер к тому, чтобы к 15 апреля эти мероприятия были осуществлены в отношении, во всяком случае, не менее чем половины указанного количества/
У центрального аппарата не хватало сил на уничтожение крепких семей и ЦИК-СНК СССР 01.02.1931 г. своим Постановлением предоставляет право выселения краевым (областным) исполкомам. Поэтому на местах «люмпен-пролетарии» (в Англии Генрих IV их называл бандитами) в том числе Кувшиновская сельская Особая Тройка утвержденным протоколом № 5 (В ф.60, оп.7п, д.982 ИЦ МВД РК – протокол № 24) заседания особой комиссии Даниловского райисполкома от 14.02.1930 г., (председатель – Седенков и члены - Прохоров, Семенов) усердствуя в выполнении Постановления Совета народных комиссаров и Центрального Исполнительного Комитета СССР от 01.02.1930 г., решили:”Воинова В.А. – 1885 года рождения, Воинову К.Я. родившуюся 14.05.1893 г. и их 5 детей (Воиновы Мария- 15 лет, Зинаида-13 лет, Ира-5 лет, Вадим-3 лет и 6 мес. Нина ) как имеющих кулацкий признак: аренда земли, ростовщичество, наем рабочей силы и как имеющих влияние на бедноту – лишить избирательных прав, признать кулаками и раскулачить их как вредящих социалистическому строительству с выселением в поселок Горт-Ель, Троицко-Печорского района, Коми АССР» (Ф.484, оп.1, д.267, л.1,21. Архивная справка ГУ ГАВО № 523 от 01.10.1993 г.). Сейчас этого поселка не существует и место отнесено к Вуктыльскому району РК, есть только маленькая лесная речушка.
Выполняя решения Особой Тройки, - холодным утром 30 марта 1930 г., под пронизывающим степным ветром «бандиты» 1-го спецотдела НКВД погрузили семью в сани, с запасом еды на 3 дня, минимумом одежды, вещей и отправили в район, а затем в Камышин, где формировался санный поезд. Бабушка и Дед успели спрятать в детские подушки немного золотых монет, серебряные вещи и икону с крестом, а сверху посадили старшую дочь Марию. За санями несколько километров с воем и причитаниями шла вся паства хутора, но это не могло изменить рока судьбы и санный поезд уже уносил остатки нашего рода на Север, в «Печлаг». В дороге маленькая Нина заболела и умерла в 1932 г. в лагере Горт-Ель. Дед был очень расстроен ее смертью и сам отпевал ее на похоронах. (Вместе с тем в семейном архиве сохранилось свидетельство о смерти Воиновой Нины Витальевны от 03.01.1941 г II-ДК №067812.в Сыктывкаре в возрасте 10 лет от туберкулеза легких. Можно предположить, что Нина не умерла и дед отпевал другого ребенка в лагере, а Нина больная была отправлена в Сыктывкарский детдом, где был директором наш земляк Л.Железняк).
Прихожане Успенской церкви хутора Кувшинов уважали и любили деда как отца родного и не испугавшись бесправия властей, написали в его защиту в райисполком: «Против всякого согласия и желания верующих священник наш отец Виталий Войнов 30 марта, только повинуясь власти, был выселен вместе с др. выселенцами неизвестно нам куда. Священник Войнов с 17-летнего возраста и до сего времени, около 30 лет, всю жизнь провел в нашем хуторе. Кроме добра, сострадания и помощи всякому бедняку, всякому нуждающемуся к которому спешил первый и делился последним куском, мы все это свидетельствуем как один человек… А поэтому просим РИК – верните нам нашего дорогого священника отца Войнова и водворите его на прежнее жительство». (выписка из справки Госархива Волгоградской области № 523 от 1.10.93 г., фонд 484, оп.1, д.267, л.1,21,78).
В спепоселение Горт-Ель семья добиралась через всю страну своим ходом, на телегах, затем на барже по р.Печора и прибыли на место почти через год, - 11 января 1931 г. (Ф.60, Д.13011., Архивная справка ИЦ МВД РК №3/949-В от 24.02.1993 г.). Между тем официально заселение с/п Горт-Ель Щугорского с/с Тр.Печорского района началось 18.06.1931 г.(т.3 с.68 Мартиролога ПОКАЯНИЕ: Коми республиканский мартиролог жертв политических репрессий. Возвращенные имена: Список жертв.). Примечание. Ныне Горт-Ель не существует и территориально находится на земле Вуктыльского района Республики Коми. Местность, куда была депортирована наша семья, в те времена представляла из себя следующее: В 1930 г. была организована в низовья Печоры экспедиция Северного переселенческого управления, которая обследовала прибрежные места. В районе 220—320 км от устья Печоры она признала площади удобными для сельскохозяйственного использования. В 1931 г. сюда привезли первых переселенцев. Это время и явилось датой основания села Новый Бор. В результате массового раскулачивания, а позднее депортации на берега Печоры были переселены семьи с Украины, Средне-Волжского края, Центрально-Черноземной, Самарской, Гомельской, Архангельской, Вологодской и других областей. Так же были образованы населенные пункты на Верхней и Средней Печоре — Горт-ель, Ичет-ды, Сой-ю, Песчанка и другие. Большинство переселенцев были русские, но были и немцы, крымские татары, чуваши, армяне, эстонцы, чехи, поляки и граждане других национальностей. Пять избушек на поляне у реки и барак с двумя ярусами нар, в котором разместилось около 400 человек, а кругом леса и болота... С этого начиналось село.
В спецпоселении оказалось много наших земляков и среди них - Черноусов Аким Фролович Родился в 1885 г., Нижне-Волжский кр., Камышинский окр., Даниловский р-н, хут. Контребуцево; русский; Хлебороб. Проживал: Нижне-Волжский кр., Камышинский окр., Даниловский р-н, хут. Контребуцево. Приговорен: в 1931 г., обв.: на основании решения Даниловской особой комиссии от 15.01.1931г. как кулак. Приговор: Выслан, м.с/п: п.Гортъель, Троицко-Печорский р-н, Коми АССР. Был назначен фуражиром колхоза Горт-Ель. Проживал: Коми АССР, Троицко-Печорский р-н, д. Горт-Ель. Арестован 21 февраля 1944 г. Приговорен: Верховный суд Коми АССР , обв.: по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР. Приговор: 6 лет лишения свободы и 3 года поражения в правах Его сын Владимир Акимович 1934 г.р. потом долго был дружен с нашими родителями и проживал до смерти в Сыктывкаре. Дети Суховых из х.Красный, Даниловского района.
Проведение государственной политики спецпереселения было связано прежде всего с коллективизацией сельского хозяйства в СССР, которая сопровождалась раскулачиванием части крестьян. (Подробнее о политике раскулачивания и численности спецпереселения в 1930–1935 гг. см. Г.Ф. Доброноженко, Л.С. Шабалова. Кулацкая ссылка в Коми области в первой половине 1930-х годов // Покаяние: Мартиролог. Т. 4. Ч. 1. Сыктывкар, 2001.)
Наш Дед В.А.Воинов и в лагере продолжал пользоваться большим уважением и популярностью среди как политических заключенных, так и уголовников, обладая не только большими познаниями в истории, естествознании, географии, медицине, сельском хозяйстве, военном деле и религии и был не только сильной личностью, лидером, а также грамотным проповедником и глубоко сомневался в правильности выбранного пути властью. Он не привлекался для тяжелых физических работ, а был направлен для работы в канцелярии по оформлению документов и чтобы всегда был под приглядом.
По этой причине 1-й спецотдел НКВД “заказал” его уголовникам, и в 1935 году деда убили в лагере. В графе о смерти, находящейся в карточке личного дела архива МВД Коми АССР нет ни диагноза смерти, ни места захоронения. Но через 70 лет в Архиве территориального отдела ЗАГС г.Вуктыл нашлась запись № 4 от 15.03.1935 г. о смерти Деда по банальной причине «язва желудка» (справка о смерти Вуктыльского горбюро ЗАГС № 227 от 29.09.2009), но бабушка рассказывала что его избили прямо в конторе, где из под него был выбит табурет и затем лежачего добили. Как вспоминал Вадим Воинов - по настоянию бабушки тело деда выдали и родственники с друзьями похоронили его на кладбище в Горт-Еле. В выданной справке ЗАГС, как и в личном деле, никаких сведений о месте смерти и захоронения – нет.
Вторая мировая война, развязанная фашистской Германией, застала семью еще в лагере. Комендант лагеря Ракин Л.П. был жесток, но бабушка Клава, умело лавируя, сумела через уполномоченного Морозова Н.В. отправить глухонемую старшую дочь Марию (23.07.1915 г.р.) на воспитание в Общество глухонемых в Сыктывкар, где она вышла замуж и стала Морозовой. Мою мать (11.10.1917 г.р.) удалось устроить в декабре 1941 г. кочегаром на пароход «Кулострой» Верхне Печорского технического участка, другую дочь – Иру (28.08.1927 г.р.) и младшего сына Вадима (1929г.р.), передать на воспитание добрым людям – семье донского казака Андрея Васильевича Пономарева в г.Печоре (в 80-годах Пономаревы вернулись на Родину в г.Котов Волгоградской обл., ул.Политотдела, д.39), сама бабушка Клава сумела получить «липовую» справку о замужестве (оформив фиктивный брак) и вырваться на вольное поселение, с работой в колхозе «Мещура» вплоть до 1950 года.
Сын деда - Вадим Воинов нашел в Горт-еле свою будущую жену спецпереселенку Александру Павловну Хайдину. Семья Хайдиных также в полном составе также была депортирована из ст.Бродовое, Анинского района, Сталинградской области в Тр.Печорский район Республики Коми. Бабушка Клавдия была категорически против этих отношений, но вопреки ее воле – родился ребенок Генка Воинов (01.09.1949 г.), а вот мать его, Александра сильно заболела и лишилась грудного молока. Хоть бабушка Клава не признавала ничего, но Гену тайком забрала моя мама и выкармливала грудью поочередно, то меня, то Генку. В конце концов бабушка обо всем узнала и согласилась на брак. Вадима в мае 1951 г. призвали на службу и он ушел служить на Северный флот. В 1953 г. он вернулся за семьей и после демобилизации в декабре 1955 г. осел в Северодвинске до конца своей жизни (164509, Северодвинск, Архангельской обл. ул.Нахимова-6, кв.9.)
Бабушка впоследствии очень хотела, чтобы внук Гена пошел по стопам деда и поступил в духовную семинарию, пока еще живы были священники, помнившие ее и деда. Однако мать Гены - учительница, была против и продолжения рода в православной церкви по линии Воиновых не произошло.
В это время идет процесс образования города Печоры, путем слияния 18 января 1949 г. двух рабочих поселков: Канина, расположенного на высоком речном мысу (местечко это называлось Канин Нос), слово «кан» на языке манси означает «жертвенное место», и Печоры — поселка железнодорожников. Моя мать в дальнейшем будет проживать в п.Канин и работать в Канинском лечпромучастке Печорского отдела здравоохранения (больнице) и здесь родился я и мои братья. Здесь будет наш дом, пока я случайно его не сожгу. Поэтому в 1953 г. мы переехали в затон «Путеец» где мама работала санитаркой бассейновой больницы г.Печоры до 1955 г.
И вот казалось бы все уже позади, но судя по переписка материалов дела, имеющегося в семейном архиве, - неугомонный капитан Сердитов из 1-го спецотдела НКГБ не перестает искать компроментирующий материал не только на бабушку, но и на мою мать вплоть до 1960 года, хотя 20.01.1950 г. семья была снята с учета 1 спецотдела НКГБ и дело № 13011 и 15745, основательно почищенные, направлены в ведомственный архив КГБ, а в 90 годах переданы в архив МВД Коми АССР. Наша бабушка к тому времени уже имеет отличную характеристику о труде в колхозе, а моя мать к тому времени вышла замуж, сменила фамилию на Шишелову и в 1947 г. награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (удостоверение №002244 от 15.02.1947 г.)
Вадим Воинов, после демобилизации остается служить флоту, но уже гражданским лицом в качестве слесаря-монтажника высшего разряда и до самой пенсии. По его стопам пошел и продолжатель рода Воиновых, мой молочный брат Гена: отслужив в армии он поступает слесарем на корабельный завод «Звездочка» в Северодвинске, учится и в 1976 г. заканчивает Ленинградский корабельно-строительный институт, станет мастером и затем зам.парторга завода. После известных событий 90-х годов – начальник участка с деятельностью как на суше, так и в море вплоть до 2014 года. Ему присвоено звание «ветеран подводного флота России». Параллельно, с 1963 г. Гена занимается в клубе с друзьями хобби – строительство, а затем и плавание на своей яхте водоизмещением 0,5 т. Они неоднократные участники регат. Мне как-то удалось с моим армейским другом Александром Тентюковым и Геной перегонять его яхту после регаты из Архангельска в Северодвинск – это было незабываемо.
Наверно наш дед был бы доволен, увидев награды (6 орденов) на груди своего внука Геннадия Воинова; увидеть как его правнучка Надежда Савельева (Воинова) – удивительным образом похожая на свою пра-пра-прабабку Агрипину Николаевну Лаврову, ловко управляется с лошадью, (как настоящая казачка) и как держит парус яхты на регате в северных широтах, а его праправнучки Ирина и Василина показывают высокие результаты не только в школе, но и на сцене.
30 октября 2008 г. впервые о нашем роде Воиновых и Лавровых стало широко известно не только родственникам, благодаря выставке в Национальном музее Коми, посвященной репрессированному духовенству. Как оказалось, готовила выставку моя бывшая воспитаница Е.Н.Потолицына, которой были переданы фамильные реликвии (икона деда, фото и документы) для экспонирования. Сама выставка «Вера в горниле страданий», СМИ, беседа с гл.редактором мартиролога «Покаяние» Б.М.Рогачевым, настоятельницей Кресто-воздвиженского женского монастыря игуменией Стефанидой, редактором газеты «Епархиальные новости» Верой Виноградовой о необходимости канонизации деда не дали мне спать всю последующую ночь. Вспоминалось как мы получили сполна в те молодые годы, лишенные игрушек, достатка и внимания. Мне не раз бросали в глаза фразу «Враг народа» и пробиваться по этой жизни было нелегко… Но я, как и мои братья, сумел выдержать это испытание и не сломаться, хотя на грани находился не один раз. Отсюда – наверно не только дети, но и внуки требуют реабилитации, успокоения для души. Я не сохранил в своей душе никакой вражды к тем, кто нас убивал и унижал, ибо не ведали что творят. Но хотелось бы, чтобы в нашем родовом гнезде на хуторе Кувшинов по-прежнему учились дети и чтобы им рассказывали об этой маленькой истории большой страны. Более того мы оказались по року судьбы близки с детьми того самого коменданта спецпоселения Горт-ель П.Ракина, который лежит на Сыктывкарском кладбище в одной ограде с моей матерью. А моя жена рожала в одном роддоме, в одно время и в одной палате с его дочерью. Я помню, как он нашел нас в Сыктывкаре и как приходил просить у бабушки прощения стоя на коленях. Нас, детей сразу выгоняли, но я слышал как бабушка говорила – прощение может дать только ОН… Вот такую спираль может закрутить простая штука – жизнь…
А на Родине деда В.А. Воинова в январе 2015 г. состоялись рождественские чтения и наш род представляла правнучка Татьяна бывшей няни наших родителей из х.Кувшинов Клименко Александры Михайловны. Доклад Тани о жизни нашего рода и страданиях был лучшим и еще раз напомнил о наших предках на родной земле. К тому времени школа на хуторе была закрыта, а дедовский дом был восстановлен и переоборудован в музей реабилитации донского казачества.
Из переписку с хуторянами: «Уважаемый Виталий Иванович! Здравствуйте! Сегодня Таня презентовала свою работу о жизненном пути отца Виталия и его семьи. Это реферат "Вера в горниле страданий"( спасибо Вам за такое ёмкое название). Второе место у нас, но главное - реферат отмечен жюри и его председателем - отцом Сергием как очень содержательный и интересный. Теперь о Вашем деде узнали многие. Краеведческую работу мы продолжим. Вам всяких благ...» К сожалению хуторяне не смогли сдержать свое слово… У повзрослевшей Тани появились другие интересы, а ее научный руководитель по проекту ушла из школы и тандем рассыпался.
ВОИНОВЫ
1.Андрей Сергеев Воинов – священник Войска Донского. Жена – Мария Григорьева Воинова, уроженцы г.Камышин, Саратовской губернии. (Ф.338. оп.49.Д.9,л26 ГУ ГАВО). О матушке Марии Григорьевне известно, что она, будучи уже замужем - была крестной в станице Раздорской на Медведице у Якова Дербакова – 23/27.03.1879 г. и у Раисы Ефимовой – 7/10.04.1880 г. (источник: ГУ ГАВО Ф.338,оп.49,д.3,с.18; д.4,с.19об. Метрическая книга Христорождественской церкви ст.Раздорская на Медведице, п.п. 33 и 44).
Дети: девица Зоя Воинова, январь 1880 г.р. , Антонин Воинов 02.10.1882 – 20.03.1883 г. ,Антонин Воинов 02.10.1883 г., Виталий Воинов – 28.04.1885 г.р., Воинова Лидия 8 .03.1888 г.р , девица Мария Воинова 12.02.1893 г.р.(ГУ ГАВО ф.338,оп.49,д.18, с.05об.; ГУ ГАРО Ф.226, оп.3д.11606, л.91об-92, ГУ ГАВО. Ф.338,оп.49, д.6.стр.60об, д.7, стр 82об, стр.162об.) Рудольф Воинов -1886 г.р.,
2.1. сын Воинов Виталий Андреевич – священник Успенской церкви х.Кувшинов . Родился 28.04.1885 г./крещен 30.04.1885 г. в Христорождественской церкви ст.Раздорская на Медведице . Окончил 31.05.1904 г. Усть-Медведицкое ДУ и был рукоположен псаломщиком Успенской церкви Медведицкого округа, Донской епархии в х.Кувшинов, Березовской ст. Даниловской волости. С 15.12.1904 г. преподавал в местной церковно-приходской школе и был награжден медалью в честь 25-летия ЦПШ России. (Архивная справка ГУ ГА Ростовской области от 13.08.2009 № 23-35.9/447. Фонд 226 Оп.3Д.11606 л.л.91-92. Д.11669 л.л.41-42. Д.11745 л.л.93-94). С 09.11.1915 и после 1917 г. посвящен в диаконы Архангельской церкви сл.Михайловка. После 1917 г. – посвящен в священники и направлен к служению в свою Успенскую церквь х.Кувшинов .
Репрессирован 14.02.1930 г. решениями Кувшиновской сельской Особой Тройки протокол № 5 (В ф.60, оп.7п, д.982 ИЦ МВД РК – протокол № 24) заседания особой комиссии Даниловского райисполкома от 14.02.1930 г., (председатель – Седенков и члены - Прохоров, Семенов) выполняя Постановление Совета народных комиссаров и Центрального Исполнительного Комитета СССР от 01.02.1930 г., решили:”Воинова В.А. – 1885 года рождения, Воинову К.Я. родившуюся 14.05.1893 г. и их 5 детей (Воиновы Мария- 15 лет, Зинаида-13 лет, Ира-5 лет, Вадим-3 лет и 6 мес. Нина ) как имеющих кулацкий признак: аренда земли, ростовщичество, наем рабочей силы и как имеющих влияние на бедноту – лишить избирательных прав, признать кулаками и раскулачить их как вредящих социалистическому строительству с выселением в поселок Горт-Ель, Троицко-Печорского района, Коми АССР» . Прихожане Успенской церкви хутора Кувшинов не испугавшись бесправия властей, написали в его защиту в райисполком: «Против всякого согласия и желания верующих священник наш отец Виталий Войнов 30 марта, только повинуясь власти, был выселен вместе с др. выселенцами неизвестно нам куда. Священник Войнов с 17-летнего возраста и до сего времени, около 30 лет, всю жизнь провел в нашем хуторе. Кроме добра, сострадания и помощи всякому бедняку, всякому нуждающемуся к которому спешил первый и делился последним куском, мы все это свидетельствуем как один человек… А поэтому просим РИК – верните нам нашего дорогого священника отца Войнова и водворите его на прежнее жительство». (выписка из справки Госархива Волгоградской области № 523 от 1.10.93 г., фонд 484, оп.1, д.267, л.1,21,78). (Ф.60, Д.13011., Архивная справка ИЦ МВД РК №3/949-В от 24.02.1993 г.). (ГУ ГАВО Ф.484, оп.1, д.267, л.1,21,78. Архивная справка ГУ ГАВО № 523 от 01.10.1993 г.ГУ ГАВО Ф.338,оп.49, д.9, л.26).В спецпоселении Горт-Ель Печлага он был умервщлен и предан земле 14.03.1935 г.
Жена – Воинова (Лаврова) Клавдия Яковлевна. Родилась в г.Харьков 14.05.1893 г. Окончила в 1905 г.Исидоровское епархиальное женское училище в Санкт-Петербурге. Подверглась репрессиям вместе с семьей в 1930 г. Умерла 06.08.1974 г. в г.Северодвинск, Архангельской обл.
2.2. Воинова Зоя Андреевна – девица, рождена в январе 1880 г. в ст.Раздорская на Медведице (ГУ ГАВО ф.338,оп.49, д.4,с.77ф-77ф об.79 об; д.18, с.05об.-006)
2.3. Воинов Антонин – родился 02 (5 крещен).10.1882г Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева . Умер 20.03.1883 в 5 мес. от кори. ( Восприемники: Воронежской губ., г.Павловска, сл. Воронцовки рядовой Сергей Владимиров Гомонов и Усть-Хоперской станицы казачья жена Матрона Григорьева Малахова (Ф.338, Оп.49, Д.6, стр. 60об-61 №127 Ф.338, Оп.49, Д.7 стр.162об-163 №88, Ф.338, Оп.49, Д.7 стр.162об-163 №88).
2.4. Воинов Антонин Андреевич – родился 02 (9 крещен).10.1883 Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева, Восприемники: учитель Михаил Семенов Попов и казачья жена Марфа Васильева Астахова (Ф.338, Оп.49, Д.7, стр.82об-83 № 172)
2.5. Воинов Рудольф Андреевич – 1886 г.р. студент Московского университета (фото 1935 г.)
2.6. Воинова Лидия Андреевна 8 (10 крещена).03.1888. рождена в ст.Раздорская на Медведице Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева. Восприемники: Дубовский мещанский сын Николай (отчество невозможно прочитать, т.к. оно испорчено) Корякин и Камышинская мещанская дочь Зоя Андреев Воинова. (Ф.338, Оп.49, Д.12, стр. 11об-12 № 36)
2.7. Воинова Мария Андреевна – 12 (14 крещена).02.1893г. рождена в ст.Раздорская на Медведице Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева. Восприемники: Раздорского приходского училища учитель Николай Алексеев Скоморохов и священническая жена Елена Никифорова Тихонравова. (ГУ ГАВО Ф.338 Оп.49 Д.18 стр.11об-12, № 36, с.05об.; ГУ ГАРО Ф.226,оп.3, д.11606,л.91-91, Д 11745,л.93-94, Д.11669, л.41-41об. ).
3. Дети Воинова В.А., репрессированы в составе всей семьи в 1930 г.: 3.1. Воинова (Морозова) Мария Витальевна. (родилась 22.07.1916 умерла в Коми – 25.09.1997 г. ) 3.2. Воинова (Шишелова) Зинаида Витальевна (родилась 11.10.1917 г. на х.Кувшинов умерла в Коми - 16.04.1976 г. ) 3.3. Воинова (Кокшарова) Ираида Витальевна (родилась 11.10.1917 г. на х.Кувшинов умерла в Северодвинске – 15.01.1994 г. ) 3.4. Воинов Вадим Витальевич (родился 21.03.1929 г. на х.Кувшинов умер в Северодвинске - 04.03.1999 ) 3.5. Воинова Нина Витальевна (родилась 1930г. на х.Кувшинов, умерла в Коми – март 1932 г. ) ВСЕ Реабилитированы посмертно в 1993 г.
4. Внуки: Воинов Геннадий Вадимович. Родился 01.09.1949 г. в п.Горт-Ель, г.Печора, Коми АССР. Пенсионер, ветеран подводного флота России. Кавалер 5 орденов. Проживал в Северодвинске, Архангельской обл. Умер 25.02.2020 г.и похоронен в Северодвинске.
5. Правнуки: 5.1. Воинов Павел Геннадиевич. Родился 27.03.1983 г. в Северодвинске. Проживает в г.Санкт-Петербург. 5.2. Воинова (Савельева) Надежда Геннадиевна. Родилась 16.02.1972 г. в г.Северодвинск и живет там же.
Семейный историк В.И. Шишелов
16.02.2021 г. гор.Чехов, Московская обл.
Короткие или отрывочные сведения, а также возможные ошибки в тексте — это не проявление нашей или чьей-либо небрежности. Скорее, это обращение за помощью. Тема репрессий и масштаб жертв настолько велики, что наши ресурсы иногда не позволяют полностью соответствовать вашим ожиданиям. Мы просим вашей поддержки: если вы заметили, что какая-то история требует дополнения, не проходите мимо. Поделитесь своими знаниями или укажите источники, где встречали информацию об этом человеке. Возможно, вы захотите рассказать о ком-то другом — мы будем вам благодарны. Ваша помощь поможет нам оперативно исправить текст, дополнить материалы и привести их в порядок. Это оценят тысячи наших читателей!