Воинов Виталий Андреевич
- Фотокартотека
- От родных
1. Неверно напечатана фамилия, правильно ВоИнов Виталий Андреевич 1885 г.р., а не ВоЙнов.
2. Выписка из семейной летописи: Воинов очень древняя фамилия северо-западного происхождения. Представители этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Воинов происходит из центральных областей древнерусского государства и входит в число старинных русских фамилий, первые упоминания о которых относятся к XVII веку. В XVII-XIX вв. в российских духовных училищах и семинариях ученики, ранее не имевшие фамилий, получали их распоряжением руководства училищ. Нередка была и фамилия Воинов, которую присваивали ученикам в честь святого Иоанна Воина, что и зафиксировано в исследованиях Добролюбова "Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии". Поэтому фамилия Воинов часто встречается среди священнослужителей и монашествующих.
Вот такое наследие досталась нашему деду – уроженцу ст.Раздорская Воинову Виталию Андреевичу, 28.04.1885 года рождения (крещен 30.04.1885 г., умер – 14.03.1935 г.). Его родители: Отец – Андрей Сергеев Воинов и мать – Мария Григорьева Воинова были мешанами г.Камышин, Саратовской губернии, но в 1880 г. переехали в ст.Раздорскую на Медведице Усть-Медведицкого округа области Войска Донского, где и родились все их дети. Наш Прадед Андрей Воинов в последующем стал священнослужителем (Ф.338. оп.49.Д.9,л26 ГУ ГАВО). О матушке Марии Григорьевне известно что она уроженка г.Камышин, Саратовской губернии; будучи уже замужем была крестной в станице Раздорской на Медведице у Якова Дербакова – 23/27.03.1879 г. и у Раисы Ефимовой – 7/10.04.1880 г. (ГУ ГАВО Ф.338,оп.49,д.3,с.18; д.4,с.19об. Метрическая книга Христорождественской церкви ст.Раздорская на Медведице, п.п. 33 и 44). Но, к сожалению, по состоянию на 20.04.2020 г. больше информации о них и их родителях – не удалось найти и поэтому поиск продолжается. В этой же метрической книге церкви на стр.6 найдена запись №21 от 30/31.01.1893 г. о рождении и крещении Марии Рогачевой, где в роли крестницы выступает сестра нашего деда – девица Воинова Зоя Андреевна, в то время мещанская дочь из г.Камышин, Саратовской губернии. (ГУ ГАВО ф.338,оп.49,д.18, с.05об.) Согласно Указу от Донской Духовной Консистории о внесении записи о рождении установлено о рождении в ст.Раздорская, в конце январе 1880 г. Зои Воиновой, родители которой камышинские мещане Андрей Сергеевич Воинов и Мария Григорьевна. Документ от 7 мая 1898г (Ф.338 Оп.49 стр.77а-77а об.) воспреемники не указаны, только родители (Ф.338 Оп.49, Д.4 стр.79об.). О других детях 2 поколения известно следующее: Воинов Антонин – родился 02(5 крещен).10.1882г Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева . Умер 20.03.1883 в 5 мес. от кори. ( Восприемники: Воронежской губернии, г.Павловска, слободы Воронцовки рядовой Сергей Владимиров Гомонов и Усть-Хоперской станицы казачья жена Матрона Григорьева Малахова (Ф.338, Оп.49, Д.6, стр. 60об-61 №127 Ф.338, Оп.49, Д.7 стр.162об-163 №88, Ф.338, Оп.49, Д.7 стр.162об-163 №88).
Воинов Антонин Андреевич – родился 02 (9 крещен).10.1883 Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева, Восприемники: учитель Михаил Семенов Попов и казачья жена Марфа Васильева Астахова (Ф.338, Оп.49, Д.7, стр.82об-83 № 172).
Воинова Лидия Андреевна 8 (10 крещена).03.1888. Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева. Восприемники: Дубовский мещанский сын Николай (отчество невозможно прочитать, т.к. оно испорчено) Корякин и Камышинская мещанская дочь Зоя Андреев Воинова. (Ф.338, Оп.49, Д.12, стр. 11об-12 № 36).
Воинова Мария Андреевна – девица 12 (14 крещена).02.1893г. рождена в ст.Раздорская на Медведице Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева. Восприемники: Раздорского приходского училища учитель Николай Алексеев Скоморохов и священническая жена Елена Никифорова Тихонравова. (ГУ ГАВО Ф.338 Оп.49 Д.18 стр.11об-12, № 36, с.05об.; ГУ ГАРО Ф.226,оп.3, д.11606,л.91-91, Д 11745,л.93-94, Д.11669, л.41-41об.)
Воинов Рудольф Андреевич – 1895 г.р. студент Московского университета (есть фото 1935 г.)
3 поколение - Дети Воинова В.А.: 3.1. Воинова (Морозова) Мария Витальевна. (родилась 22.07.1916 умерла в Коми – 25.09.1997 г. ) 3.2. Воинова (Шишелова) Зинаида Витальевна (родилась 11.10.1917 г. на х.Кувшинов умерла в Коми - 16.04.1976 г. ) 3.3. Воинова (Кокшарова) Ираида Витальевна (родилась 11.10.1917 г. на х.Кувшинов умерла в Северодвинске – 15.01.1994 г. ) 3.4. Воинов Вадим Витальевич (родился 21.03.1929 г. на х.Кувшинов умер в Северодвинске - 04.03.1999 ) 3.5. Воинова Нина Витальевна (родилась октябрь 1930г. на х.Кувшинов умерла в Коми – март 1932 г. ) ВСЕ дети 3 поколения реабилитированы посмертно в 1993 г.
4 поколение - Внуки: Воинов Геннадий Вадимович. Родился 01.09.1949 г. в п.Горт-Ель, г.Печора, Коми АССР. Пенсионер, ветеран подводного флота России. Проживал в Северодвинске, Архангельской обл. Умер 25.02.2020 г. в г.Северодвинск. Жена – Александра Никандровна Щеколдина (06.05.1949 г.р.)
5 поколение - Правнуки: Воинов Павел Геннадиевич. Родился 27.03.1983 г. в Северодвинске. Проживает в г.Санкт-Петербург. Воинова (Савельева) Надежда Геннадиевна. Родилась 16.02.1972 г. в г.Северодвинск и живет там же.
Наш дед В.А.Воинов, закончив церковно-приходскую школу в ст.Раздорская выбрал путь священнослужителя и в 1896 г. поступил в Усть-Медведицкое духовное училище, (с 1933 г. город Серафимович) которое он успешно закончил 31.05.1901 г. (Донские епархиальные ведомости №№ 16-1897 г., 22-1899 г., 22-1901 г.). Послушникам училища читались следующие предметы: русский, латынь, греческий и славянский языки, русская гражданская история, география, арифметика, пространный катехизис, церковный устав, нотное пение, чистописание, гимнастика. В училище имелось высшее, среднее и низшее отделения с двухгодичным курсом обучения каждое. Приравнивалось к семилетке и готовило дьячков, низовых служителей церкви. По окончании духовного училища можно было поступить в духовную семинарию. В ожидании хорошего прихода Дед стал служить в церковно-приходской школе, преподавая церковное пение и Слово Божье. 28 мая 1904 г. Консистория Донской епархии предложила ему должность псаломщика в Успенской церкви в хуторе Кувшинов, Березовского благочиния, Даниловской волости. (Источник:Донские епархиальные ведомости № 17 -1904,с.283; Рябов С.И. Область Войска Донского. Усть-Медведицкий округ. Волгоград-2018, с.72). С 15 декабря 1901 г. Дед преподавал пение в местной церковно-приходской школе, где имел хорошие показатели и 23 января 1909 г. он был официально утвержден Законоучителем при церкви хутора Кувшинов. (Донские епархиальные ведомости № 4-1909,с.65). По итогам этой работы Дед был награжден медалью в память 25-летия церковно-приходских школ России. Дед был награжден также набедренником и наперсным серебряным крестом. (Архивная справка ГУ ГА Ростовской области от 13.08.2009 № 23-35.9/447. Фонд 226 Оп.3Д.11606 л.л.91-92. Д.11669 л.л.41-42. Д.11745 л.л.93-94 ). В мае 1909 г. Дед Воинов В.А. просит допустить его к экзамену на сан Диакона, но ему по неизвестным причинам было в этом отказано (Донские епархиальные ведомости № 14-1904,с.207). Но Дед не опустил рук и показал себя с новой стороны – строительства церквей, в результате чего был на общественных началах избран в строительный комитет благочиния (Донские епархиальные ведомости № 17 -1904,с.2836-1914 г., с 329). Его заметили и 9.11.1915 г. предложили сдать экзамен на сан диакона, который он успешно сдал и был 21 ноября 1915 г. рукоположен в диаконы Архангельской церкви слободы Михайловка, (Донские епархиальные ведомости №№ 46 и 49-1915 г.с.1029; Рябов С.И. Область Войска Донского. Усть-Медведицкий округ. Волгоград-2019., с.677) где он прослужил 2 года и после Октябрьской революции 1917 г. был рукоположен в сан священника и вернулся уже приходским священником в свою Успенскую церковь х.Кувшинов. (Сизенко А.Г. Церковный клир церквей Войска Донского. Ростов-на-Дону. 2018 г. с.652, 729).
В училище и за время службы Дед познакомился со священнослужителями Лавровыми. Судьба сведет в дальнейшем два сильных рода Лавровых и Воиновых в Успенской церкви хутора Кувшинов. Здесь с 1888 по 1890 г. служил священником, а в 1889 г.—1902 г. был председателем церковно-приходского попечительства при церкви х.Кувшинов Дед будущей жены В.Воинова – Лавров Алексей Яковлевич. ( Донские епархиальные ведомости № 19-1889,с.871), здесь проходил службу и один из его сыновей Петр Алексеевич Лавров в качестве псаломщика с 1892 по 94 г. А с 1894 г. при Успенской церкви х.Кувшинов был избран председателем церковно-приходского попечительского Совета, урядник Лавров Яков Алексеевич - отец будущей жены нашего деда. (Донские епархиальные ведомости №№ 11 -1892, 12-1894, с.с.428, 225). Поэтому наш Дед не мог не заметить симпатичную дочку Якова Лаврова.
С согласия родителей обеих сторон в 1914 г., в свои 29 лет, наш Дед Виталий был венчан в своей церкви с 17-летней Клавдией Лавровой и их брак был зарегистрирован. От этого брака у них родилось 4 девочки и 1 мальчик. (Ф.338.Оп.87.Д.23.л.41 ГУ «ГАВО»). Бабушка Клава стала заниматься руководством большого хозяйства и благотворительностью. К сожалению бабушка не получила полного высшего образования, но жизнь научила ее многому. (Примечание: Из личного дела Воинова В.А. № 15745 архива МВД Коми АССР – семья Войнова имела до революции 1917 г. усадьбу с дворовыми постройками, 30 десятин посева, 8 дес. – сенокос, 20 дес. Аренды земли, 2 десятины сада, 3 пары быков, 4 лошади, 5 коров, 4 барана, 3 свиньи, а также полный хозинвентарь, включая паровую и ветряную мельницу. (Ф.60, оп.7п, д.982, л.4. по материалам архивного дела № 15745 Архива МВД Коми АССР от 20.01.1950 г. Справка отделения спецфондов Информ.центра МВД Коми АССР от 21.04.93 г. № 2375-В).
Но в России шел революционный процесс сплошной коллективизации по уничтожению мозгов и хозяев земли. СНК СССР 24.01.1919 г. принял решение об уничтожении казачества на Дону. Закон 1929 г. "О ликвида¬ции кулачества, как класса, на основах сплошной коллективи¬зации" принес казакам еще большие издевательства, наси¬лия и гибель. Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) от 30.01.1930 г. «О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации» предлагало ОГПУ репрессивные меры в отношении первой и второй категории кулаков провести в течение ближайших четырех месяцев (февраль - май), исходя из приблизительного расчета - направить в концлагеря 60.000 и подвергнуть выселению в отдаленные районы - 150.000 кулаков; озаботиться принятием всех мер к тому, чтобы к 15 апреля эти мероприятия были осуществлены в отношении, во всяком случае, не менее чем половины указанного количества/
У центрального аппарата не хватало сил на уничтожение крепких семей и ЦИК-СНК СССР 01.02.1931 г. своим Постановлением предоставляет право выселения краевым (областным) исполкомам. Поэтому на местах «люмпен-пролетарии» (в Англии Генрих IV их называл бандитами) в том числе Кувшиновская сельская Особая Тройка утвержденным протоколом № 5 (В ф.60, оп.7п, д.982 ИЦ МВД РК – протокол № 24) заседания особой комиссии Даниловского райисполкома от 14.02.1930 г., (председатель – Седенков и члены - Прохоров, Семенов) усердствуя в выполнении Постановления Совета народных комиссаров и Центрального Исполнительного Комитета СССР от 01.02.1930 г., решили:”Воинова В.А. – 1885 года рождения, Воинову К.Я. родившуюся 14.05.1893 г. и их 5 детей (Воиновы Мария- 15 лет, Зинаида-13 лет, Ира-5 лет, Вадим-3 лет и 6 мес. Нина ) как имеющих кулацкий признак: аренда земли, ростовщичество, наем рабочей силы и как имеющих влияние на бедноту – лишить избирательных прав, признать кулаками и раскулачить их как вредящих социалистическому строительству с выселением в поселок Горт-Ель, Троицко-Печорского района, Коми АССР» (Ф.484, оп.1, д.267, л.1,21. Архивная справка ГУ ГАВО № 523 от 01.10.1993 г.). Сейчас этого поселка не существует и место отнесено к Вуктыльскому району РК, есть только маленькая лесная речушка.
Выполняя решения Особой Тройки, - холодным утром 30 марта 1930 г., под пронизывающим степным ветром «бандиты» 1-го спецотдела НКВД погрузили семью в сани, с запасом еды на 3 дня, минимумом одежды, вещей и отправили в район, а затем в Камышин, где формировался санный поезд. Бабушка и Дед успели спрятать в детские подушки немного золотых монет, серебряные вещи и икону с крестом, а сверху посадили старшую дочь Марию. За санями несколько километров с воем и причитаниями шла вся паства хутора, но это не могло изменить рока судьбы и санный поезд уже уносил остатки нашего рода на Север, в «Печлаг». В дороге маленькая Нина заболела и умерла в 1932 г. в лагере Горт-Ель. Дед был очень расстроен ее смертью и сам отпевал ее на похоронах. (Вместе с тем в семейном архиве сохранилось свидетельство о смерти Воиновой Нины Витальевны от 03.01.1941 г II-ДК №067812.в Сыктывкаре в возрасте 10 лет от туберкулеза легких. Можно предположить, что Нина не умерла и дед отпевал другого ребенка в лагере, а Нина больная была отправлена в Сыктывкарский детдом, где был директором наш земляк Л.Железняк).
Прихожане Успенской церкви хутора Кувшинов уважали и любили деда как отца родного и не испугавшись бесправия властей, написали в его защиту в райисполком: «Против всякого согласия и желания верующих священник наш отец Виталий Войнов 30 марта, только повинуясь власти, был выселен вместе с др. выселенцами неизвестно нам куда. Священник Войнов с 17-летнего возраста и до сего времени, около 30 лет, всю жизнь провел в нашем хуторе. Кроме добра, сострадания и помощи всякому бедняку, всякому нуждающемуся к которому спешил первый и делился последним куском, мы все это свидетельствуем как один человек… А поэтому просим РИК – верните нам нашего дорогого священника отца Войнова и водворите его на прежнее жительство». (выписка из справки Госархива Волгоградской области № 523 от 1.10.93 г., фонд 484, оп.1, д.267, л.1,21,78).
В спепоселение Горт-Ель семья добиралась через всю страну своим ходом, на телегах, затем на барже по р.Печора и прибыли на место почти через год, - 11 января 1931 г. (Ф.60, Д.13011., Архивная справка ИЦ МВД РК №3/949-В от 24.02.1993 г.). Между тем официально заселение с/п Горт-Ель Щугорского с/с Тр.Печорского района началось 18.06.1931 г.(т.3 с.68 Мартиролога ПОКАЯНИЕ: Коми республиканский мартиролог жертв политических репрессий. Возвращенные имена: Список жертв.). Примечание. Ныне Горт-Ель не существует и территориально находится на земле Вуктыльского района Республики Коми. Местность, куда была депортирована наша семья, в те времена представляла из себя следующее: В 1930 г. была организована в низовья Печоры экспедиция Северного переселенческого управления, которая обследовала прибрежные места. В районе 220—320 км от устья Печоры она признала площади удобными для сельскохозяйственного использования. В 1931 г. сюда привезли первых переселенцев. Это время и явилось датой основания села Новый Бор. В результате массового раскулачивания, а позднее депортации на берега Печоры были переселены семьи с Украины, Средне-Волжского края, Центрально-Черноземной, Самарской, Гомельской, Архангельской, Вологодской и других областей. Так же были образованы населенные пункты на Верхней и Средней Печоре — Горт-ель, Ичет-ды, Сой-ю, Песчанка и другие. Большинство переселенцев были русские, но были и немцы, крымские татары, чуваши, армяне, эстонцы, чехи, поляки и граждане других национальностей. Пять избушек на поляне у реки и барак с двумя ярусами нар, в котором разместилось около 400 человек, а кругом леса и болота... С этого начиналось село.
В спецпоселении оказалось много наших земляков и среди них - Черноусов Аким Фролович Родился в 1885 г., Нижне-Волжский кр., Камышинский окр., Даниловский р-н, хут. Контребуцево; русский; Хлебороб. Проживал: Нижне-Волжский кр., Камышинский окр., Даниловский р-н, хут. Контребуцево. Приговорен: в 1931 г., обв.: на основании решения Даниловской особой комиссии от 15.01.1931г. как кулак. Приговор: Выслан, м.с/п: п.Гортъель, Троицко-Печорский р-н, Коми АССР. Был назначен фуражиром колхоза Горт-Ель. Проживал: Коми АССР, Троицко-Печорский р-н, д. Горт-Ель. Арестован 21 февраля 1944 г. Приговорен: Верховный суд Коми АССР , обв.: по ст. 58-10 ч.2 УК РСФСР. Приговор: 6 лет лишения свободы и 3 года поражения в правах Его сын Владимир Акимович 1934 г.р. потом долго был дружен с нашими родителями и проживал до смерти в Сыктывкаре. Дети Суховых из х.Красный, Даниловского района.
Проведение государственной политики спецпереселения было связано прежде всего с коллективизацией сельского хозяйства в СССР, которая сопровождалась раскулачиванием части крестьян. (Подробнее о политике раскулачивания и численности спецпереселения в 1930–1935 гг. см. Г.Ф. Доброноженко, Л.С. Шабалова. Кулацкая ссылка в Коми области в первой половине 1930-х годов // Покаяние: Мартиролог. Т. 4. Ч. 1. Сыктывкар, 2001.)
Наш Дед В.А.Воинов и в лагере продолжал пользоваться большим уважением и популярностью среди как политических заключенных, так и уголовников, обладая не только большими познаниями в истории, естествознании, географии, медицине, сельском хозяйстве, военном деле и религии и был не только сильной личностью, лидером, а также грамотным проповедником и глубоко сомневался в правильности выбранного пути властью. Он не привлекался для тяжелых физических работ, а был направлен для работы в канцелярии по оформлению документов и чтобы всегда был под приглядом.
По этой причине 1-й спецотдел НКВД “заказал” его уголовникам, и в 1935 году деда убили в лагере. В графе о смерти, находящейся в карточке личного дела архива МВД Коми АССР нет ни диагноза смерти, ни места захоронения. Но через 70 лет в Архиве территориального отдела ЗАГС г.Вуктыл нашлась запись № 4 от 15.03.1935 г. о смерти Деда по банальной причине «язва желудка» (справка о смерти Вуктыльского горбюро ЗАГС № 227 от 29.09.2009), но бабушка рассказывала что его избили прямо в конторе, где из под него был выбит табурет и затем лежачего добили. Как вспоминал Вадим Воинов - по настоянию бабушки тело деда выдали и родственники с друзьями похоронили его на кладбище в Горт-Еле. В выданной справке ЗАГС, как и в личном деле, никаких сведений о месте смерти и захоронения – нет.
Вторая мировая война, развязанная фашистской Германией, застала семью еще в лагере. Комендант лагеря Ракин Л.П. был жесток, но бабушка Клава, умело лавируя, сумела через уполномоченного Морозова Н.В. отправить глухонемую старшую дочь Марию (23.07.1915 г.р.) на воспитание в Общество глухонемых в Сыктывкар, где она вышла замуж и стала Морозовой. Мою мать (11.10.1917 г.р.) удалось устроить в декабре 1941 г. кочегаром на пароход «Кулострой» Верхне Печорского технического участка, другую дочь – Иру (28.08.1927 г.р.) и младшего сына Вадима (1929г.р.), передать на воспитание добрым людям – семье донского казака Андрея Васильевича Пономарева в г.Печоре (в 80-годах Пономаревы вернулись на Родину в г.Котов Волгоградской обл., ул.Политотдела, д.39), сама бабушка Клава сумела получить «липовую» справку о замужестве (оформив фиктивный брак) и вырваться на вольное поселение, с работой в колхозе «Мещура» вплоть до 1950 года.
Сын деда - Вадим Воинов нашел в Горт-еле свою будущую жену спецпереселенку Александру Павловну Хайдину. Семья Хайдиных также в полном составе также была депортирована из ст.Бродовое, Анинского района, Сталинградской области в Тр.Печорский район Республики Коми. Бабушка Клавдия была категорически против этих отношений, но вопреки ее воле – родился ребенок Генка Воинов (01.09.1949 г.), а вот мать его, Александра сильно заболела и лишилась грудного молока. Хоть бабушка Клава не признавала ничего, но Гену тайком забрала моя мама и выкармливала грудью поочередно, то меня, то Генку. В конце концов бабушка обо всем узнала и согласилась на брак. Вадима в мае 1951 г. призвали на службу и он ушел служить на Северный флот. В 1953 г. он вернулся за семьей и после демобилизации в декабре 1955 г. осел в Северодвинске до конца своей жизни (164509, Северодвинск, Архангельской обл. ул.Нахимова-6, кв.9.)
Бабушка впоследствии очень хотела, чтобы внук Гена пошел по стопам деда и поступил в духовную семинарию, пока еще живы были священники, помнившие ее и деда. Однако мать Гены - учительница, была против и продолжения рода в православной церкви по линии Воиновых не произошло.
В это время идет процесс образования города Печоры, путем слияния 18 января 1949 г. двух рабочих поселков: Канина, расположенного на высоком речном мысу (местечко это называлось Канин Нос), слово «кан» на языке манси означает «жертвенное место», и Печоры — поселка железнодорожников. Моя мать в дальнейшем будет проживать в п.Канин и работать в Канинском лечпромучастке Печорского отдела здравоохранения (больнице) и здесь родился я и мои братья. Здесь будет наш дом, пока я случайно его не сожгу. Поэтому в 1953 г. мы переехали в затон «Путеец» где мама работала санитаркой бассейновой больницы г.Печоры до 1955 г.
И вот казалось бы все уже позади, но судя по переписка материалов дела, имеющегося в семейном архиве, - неугомонный капитан Сердитов из 1-го спецотдела НКГБ не перестает искать компроментирующий материал не только на бабушку, но и на мою мать вплоть до 1960 года, хотя 20.01.1950 г. семья была снята с учета 1 спецотдела НКГБ и дело № 13011 и 15745, основательно почищенные, направлены в ведомственный архив КГБ, а в 90 годах переданы в архив МВД Коми АССР. Наша бабушка к тому времени уже имеет отличную характеристику о труде в колхозе, а моя мать к тому времени вышла замуж, сменила фамилию на Шишелову и в 1947 г. награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (удостоверение №002244 от 15.02.1947 г.)
Вадим Воинов, после демобилизации остается служить флоту, но уже гражданским лицом в качестве слесаря-монтажника высшего разряда и до самой пенсии. По его стопам пошел и продолжатель рода Воиновых, мой молочный брат Гена: отслужив в армии он поступает слесарем на корабельный завод «Звездочка» в Северодвинске, учится и в 1976 г. заканчивает Ленинградский корабельно-строительный институт, станет мастером и затем зам.парторга завода. После известных событий 90-х годов – начальник участка с деятельностью как на суше, так и в море вплоть до 2014 года. Ему присвоено звание «ветеран подводного флота России». Параллельно, с 1963 г. Гена занимается в клубе с друзьями хобби – строительство, а затем и плавание на своей яхте водоизмещением 0,5 т. Они неоднократные участники регат. Мне как-то удалось с моим армейским другом Александром Тентюковым и Геной перегонять его яхту после регаты из Архангельска в Северодвинск – это было незабываемо.
Наверно наш дед был бы доволен, увидев награды (6 орденов) на груди своего внука Геннадия Воинова; увидеть как его правнучка Надежда Савельева (Воинова) – удивительным образом похожая на свою пра-пра-прабабку Агрипину Николаевну Лаврову, ловко управляется с лошадью, (как настоящая казачка) и как держит парус яхты на регате в северных широтах, а его праправнучки Ирина и Василина показывают высокие результаты не только в школе, но и на сцене.
30 октября 2008 г. впервые о нашем роде Воиновых и Лавровых стало широко известно не только родственникам, благодаря выставке в Национальном музее Коми, посвященной репрессированному духовенству. Как оказалось, готовила выставку моя бывшая воспитаница Е.Н.Потолицына, которой были переданы фамильные реликвии (икона деда, фото и документы) для экспонирования. Сама выставка «Вера в горниле страданий», СМИ, беседа с гл.редактором мартиролога «Покаяние» Б.М.Рогачевым, настоятельницей Кресто-воздвиженского женского монастыря игуменией Стефанидой, редактором газеты «Епархиальные новости» Верой Виноградовой о необходимости канонизации деда не дали мне спать всю последующую ночь. Вспоминалось как мы получили сполна в те молодые годы, лишенные игрушек, достатка и внимания. Мне не раз бросали в глаза фразу «Враг народа» и пробиваться по этой жизни было нелегко… Но я, как и мои братья, сумел выдержать это испытание и не сломаться, хотя на грани находился не один раз. Отсюда – наверно не только дети, но и внуки требуют реабилитации, успокоения для души. Я не сохранил в своей душе никакой вражды к тем, кто нас убивал и унижал, ибо не ведали что творят. Но хотелось бы, чтобы в нашем родовом гнезде на хуторе Кувшинов по-прежнему учились дети и чтобы им рассказывали об этой маленькой истории большой страны. Более того мы оказались по року судьбы близки с детьми того самого коменданта спецпоселения Горт-ель П.Ракина, который лежит на Сыктывкарском кладбище в одной ограде с моей матерью. А моя жена рожала в одном роддоме, в одно время и в одной палате с его дочерью. Я помню, как он нашел нас в Сыктывкаре и как приходил просить у бабушки прощения стоя на коленях. Нас, детей сразу выгоняли, но я слышал как бабушка говорила – прощение может дать только ОН… Вот такую спираль может закрутить простая штука – жизнь…
А на Родине деда В.А. Воинова в январе 2015 г. состоялись рождественские чтения и наш род представляла правнучка Татьяна бывшей няни наших родителей из х.Кувшинов Клименко Александры Михайловны. Доклад Тани о жизни нашего рода и страданиях был лучшим и еще раз напомнил о наших предках на родной земле. К тому времени школа на хуторе была закрыта, а дедовский дом был восстановлен и переоборудован в музей реабилитации донского казачества.
Из переписку с хуторянами: «Уважаемый Виталий Иванович! Здравствуйте! Сегодня Таня презентовала свою работу о жизненном пути отца Виталия и его семьи. Это реферат "Вера в горниле страданий"( спасибо Вам за такое ёмкое название). Второе место у нас, но главное - реферат отмечен жюри и его председателем - отцом Сергием как очень содержательный и интересный. Теперь о Вашем деде узнали многие. Краеведческую работу мы продолжим. Вам всяких благ...» К сожалению хуторяне не смогли сдержать свое слово… У повзрослевшей Тани появились другие интересы, а ее научный руководитель по проекту ушла из школы и тандем рассыпался.
ВОИНОВЫ
1.Андрей Сергеев Воинов – священник Войска Донского. Жена – Мария Григорьева Воинова, уроженцы г.Камышин, Саратовской губернии. (Ф.338. оп.49.Д.9,л26 ГУ ГАВО). О матушке Марии Григорьевне известно, что она, будучи уже замужем - была крестной в станице Раздорской на Медведице у Якова Дербакова – 23/27.03.1879 г. и у Раисы Ефимовой – 7/10.04.1880 г. (источник: ГУ ГАВО Ф.338,оп.49,д.3,с.18; д.4,с.19об. Метрическая книга Христорождественской церкви ст.Раздорская на Медведице, п.п. 33 и 44).
Дети: девица Зоя Воинова, январь 1880 г.р. , Антонин Воинов 02.10.1882 – 20.03.1883 г. ,Антонин Воинов 02.10.1883 г., Виталий Воинов – 28.04.1885 г.р., Воинова Лидия 8 .03.1888 г.р , девица Мария Воинова 12.02.1893 г.р.(ГУ ГАВО ф.338,оп.49,д.18, с.05об.; ГУ ГАРО Ф.226, оп.3д.11606, л.91об-92, ГУ ГАВО. Ф.338,оп.49, д.6.стр.60об, д.7, стр 82об, стр.162об.) Рудольф Воинов -1886 г.р.,
2.1. сын Воинов Виталий Андреевич – священник Успенской церкви х.Кувшинов . Родился 28.04.1885 г./крещен 30.04.1885 г. в Христорождественской церкви ст.Раздорская на Медведице . Окончил 31.05.1904 г. Усть-Медведицкое ДУ и был рукоположен псаломщиком Успенской церкви Медведицкого округа, Донской епархии в х.Кувшинов, Березовской ст. Даниловской волости. С 15.12.1904 г. преподавал в местной церковно-приходской школе и был награжден медалью в честь 25-летия ЦПШ России. (Архивная справка ГУ ГА Ростовской области от 13.08.2009 № 23-35.9/447. Фонд 226 Оп.3Д.11606 л.л.91-92. Д.11669 л.л.41-42. Д.11745 л.л.93-94). С 09.11.1915 и после 1917 г. посвящен в диаконы Архангельской церкви сл.Михайловка. После 1917 г. – посвящен в священники и направлен к служению в свою Успенскую церквь х.Кувшинов .
Репрессирован 14.02.1930 г. решениями Кувшиновской сельской Особой Тройки протокол № 5 (В ф.60, оп.7п, д.982 ИЦ МВД РК – протокол № 24) заседания особой комиссии Даниловского райисполкома от 14.02.1930 г., (председатель – Седенков и члены - Прохоров, Семенов) выполняя Постановление Совета народных комиссаров и Центрального Исполнительного Комитета СССР от 01.02.1930 г., решили:”Воинова В.А. – 1885 года рождения, Воинову К.Я. родившуюся 14.05.1893 г. и их 5 детей (Воиновы Мария- 15 лет, Зинаида-13 лет, Ира-5 лет, Вадим-3 лет и 6 мес. Нина ) как имеющих кулацкий признак: аренда земли, ростовщичество, наем рабочей силы и как имеющих влияние на бедноту – лишить избирательных прав, признать кулаками и раскулачить их как вредящих социалистическому строительству с выселением в поселок Горт-Ель, Троицко-Печорского района, Коми АССР» . Прихожане Успенской церкви хутора Кувшинов не испугавшись бесправия властей, написали в его защиту в райисполком: «Против всякого согласия и желания верующих священник наш отец Виталий Войнов 30 марта, только повинуясь власти, был выселен вместе с др. выселенцами неизвестно нам куда. Священник Войнов с 17-летнего возраста и до сего времени, около 30 лет, всю жизнь провел в нашем хуторе. Кроме добра, сострадания и помощи всякому бедняку, всякому нуждающемуся к которому спешил первый и делился последним куском, мы все это свидетельствуем как один человек… А поэтому просим РИК – верните нам нашего дорогого священника отца Войнова и водворите его на прежнее жительство». (выписка из справки Госархива Волгоградской области № 523 от 1.10.93 г., фонд 484, оп.1, д.267, л.1,21,78). (Ф.60, Д.13011., Архивная справка ИЦ МВД РК №3/949-В от 24.02.1993 г.). (ГУ ГАВО Ф.484, оп.1, д.267, л.1,21,78. Архивная справка ГУ ГАВО № 523 от 01.10.1993 г.ГУ ГАВО Ф.338,оп.49, д.9, л.26).В спецпоселении Горт-Ель Печлага он был умервщлен и предан земле 14.03.1935 г.
Жена – Воинова (Лаврова) Клавдия Яковлевна. Родилась в г.Харьков 14.05.1893 г. Окончила в 1905 г.Исидоровское епархиальное женское училище в Санкт-Петербурге. Подверглась репрессиям вместе с семьей в 1930 г. Умерла 06.08.1974 г. в г.Северодвинск, Архангельской обл.
2.2. Воинова Зоя Андреевна – девица, рождена в январе 1880 г. в ст.Раздорская на Медведице (ГУ ГАВО ф.338,оп.49, д.4,с.77ф-77ф об.79 об; д.18, с.05об.-006)
2.3. Воинов Антонин – родился 02 (5 крещен).10.1882г Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева . Умер 20.03.1883 в 5 мес. от кори. ( Восприемники: Воронежской губ., г.Павловска, сл. Воронцовки рядовой Сергей Владимиров Гомонов и Усть-Хоперской станицы казачья жена Матрона Григорьева Малахова (Ф.338, Оп.49, Д.6, стр. 60об-61 №127 Ф.338, Оп.49, Д.7 стр.162об-163 №88, Ф.338, Оп.49, Д.7 стр.162об-163 №88).
2.4. Воинов Антонин Андреевич – родился 02 (9 крещен).10.1883 Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева, Восприемники: учитель Михаил Семенов Попов и казачья жена Марфа Васильева Астахова (Ф.338, Оп.49, Д.7, стр.82об-83 № 172)
2.5. Воинов Рудольф Андреевич – 1886 г.р. студент Московского университета (фото 1935 г.)
2.6. Воинова Лидия Андреевна 8 (10 крещена).03.1888. рождена в ст.Раздорская на Медведице Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева. Восприемники: Дубовский мещанский сын Николай (отчество невозможно прочитать, т.к. оно испорчено) Корякин и Камышинская мещанская дочь Зоя Андреев Воинова. (Ф.338, Оп.49, Д.12, стр. 11об-12 № 36)
2.7. Воинова Мария Андреевна – 12 (14 крещена).02.1893г. рождена в ст.Раздорская на Медведице Родители: Камышинский мещанин Андрей Сергеев Воинов и Мария Григорьева. Восприемники: Раздорского приходского училища учитель Николай Алексеев Скоморохов и священническая жена Елена Никифорова Тихонравова. (ГУ ГАВО Ф.338 Оп.49 Д.18 стр.11об-12, № 36, с.05об.; ГУ ГАРО Ф.226,оп.3, д.11606,л.91-91, Д 11745,л.93-94, Д.11669, л.41-41об. ).
3. Дети Воинова В.А., репрессированы в составе всей семьи в 1930 г.: 3.1. Воинова (Морозова) Мария Витальевна. (родилась 22.07.1916 умерла в Коми – 25.09.1997 г. ) 3.2. Воинова (Шишелова) Зинаида Витальевна (родилась 11.10.1917 г. на х.Кувшинов умерла в Коми - 16.04.1976 г. ) 3.3. Воинова (Кокшарова) Ираида Витальевна (родилась 11.10.1917 г. на х.Кувшинов умерла в Северодвинске – 15.01.1994 г. ) 3.4. Воинов Вадим Витальевич (родился 21.03.1929 г. на х.Кувшинов умер в Северодвинске - 04.03.1999 ) 3.5. Воинова Нина Витальевна (родилась 1930г. на х.Кувшинов, умерла в Коми – март 1932 г. ) ВСЕ Реабилитированы посмертно в 1993 г.
4. Внуки: Воинов Геннадий Вадимович. Родился 01.09.1949 г. в п.Горт-Ель, г.Печора, Коми АССР. Пенсионер, ветеран подводного флота России. Кавалер 5 орденов. Проживал в Северодвинске, Архангельской обл. Умер 25.02.2020 г.и похоронен в Северодвинске.
5. Правнуки: 5.1. Воинов Павел Геннадиевич. Родился 27.03.1983 г. в Северодвинске. Проживает в г.Санкт-Петербург. 5.2. Воинова (Савельева) Надежда Геннадиевна. Родилась 16.02.1972 г. в г.Северодвинск и живет там же.
Семейный историк В.И. Шишелов
16.02.2021 г. гор.Чехов, Московская обл.
Короткие и порой отрывочные сведения, а также ошибки в тексте - не стоит считать это нашей небрежностью или небрежностью родственников, это даже не акт неуважения к тому или иному лицу, скорее это просьба о помощи. Тема репрессий и количество жертв, а также сопутствующие темы так неохватны, понятно, что те силы и средства, которые у нас есть, не всегда могут отвечать требованиям наших читателей. Поэтому мы обращаемся к вам, если вы видите, что та или иная история требует дополнения, не проходите мимо, поделитесь своими знаниями или источниками, где вы, может быть, видели информацию об этом человеке, либо вы захотите рассказать о ком-то другом. Помните, если вы поделитесь с нами найденной информацией, мы в кратчайшие сроки постараемся дополнить и привести в порядок текст и все материалы сайта. Тысячи наших читателей будут вам благодарны!